Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова

Деепричастие

Морфологический разбор деепричастия (окончание)

282. Прочитайте описание Наташи Ростовой из романа-эпопеи «Война и мир». Выпишите деепричастия в составе словосочетания. К каким типам синтаксической связи будут относиться эти словосочетания? Выполните морфологический разбор деепричастий.

    Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко.

    Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своём корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка. Вывернувшись от отца она подбежала к матери и не обращая никакого внимания на её строгое замечание спрятала своё раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки.

(Л. Толстой)

1. Вспомните, каково общее категориальное значение деепричастия, и подумайте, почему Л. Толстой в описании Наташи использует деепричастия. Какую черту личности героини раскрывает такое описание? Какие ещё изобразительные средства использует автор при описании героини?
2. Назовите тип речи текста, аргументируйте свой ответ.
3. Выпишите выделенное предложение и расставьте в нём знаки препинания, объяснив графически их постановку. Охарактеризуйте предложение.
4. Из первого абзаца выпишите слово, образованное бессуффиксным способом. Подберите на данный способ образования 4—5 примеров.

283. Прочитайте отрывок из рассказа «Век живи — век люби». Выпишите деепричастия, распределяя их на две группы: совершенный и несовершенный вид. Укажите, от каких основ глагола и с помощью каких суффиксов они образованы, каким членом предложения являются.

    Через полосу шириной не более километра они продирались часа полтора. Прежде Митяй уже пытался чистить здесь ход, он и сейчас шёл с топором, часто останавливаясь и обрубая сучья, отбрасывая их в сторону, и всё равно идти было тяжело. Они то подлезали под стволы снизу, задевая и корябая горбовиками, то и дело осаживая назад и неуклюже заваливаясь, то забирались наверх и двигались по стволам, как по перекрещенным и запутанным мосткам, перебираясь со ствола на ствол, чтобы хоть несколько шагов, да вперёд. Шли замысловатыми зигзагами — куда можно было идти. Дядя Володя стонал и ругался, пот лил с него ручьями. Большой зелёный узел, оказавшийся плащ-палаткой, с его горбовика сдёрнуло — её подобрал Саня, который и без того замучился со своим поминутно сползающим с плеч рюкзаком. Спохватившись и увидев свою поклажу в руках у Сани, дядя Володя лишь бессильно кивнул головой: неси, пока не вышли, так и быть.

    Но когда выбрались они наконец из завала и, пройдя ещё минут пятнадцать по чистой тропке, поднялись на вершину, обрывисто стёсанную слева и соступающую вправо каменистым серпантином, когда неожиданно ударил им в глаза открывшийся с двух сторон необъятный простор в тёмной мерцающей зелени, победно споривший в этот час с белёсой пустотой неба, — за всё, за всё они были вознаграждены. Среди огромных валунов, заросших брусничником, важно и родовито, не имея нужды тянуться вверх, стояли — не стояли, а парили в воздухе — могучие и раскидистые сосны, как и должно им быть царственными и могучими в виду многих и многих немереных километров вольной земли. Здесь был предел, трон — дальше и внизу, волнисто воздымаясь к дымчатому горизонту и переливаясь то более светлыми, то более тёмными пятнами, словно бы соскальзывая и упираясь, широким распахом стояла в таинственном внимании державная поклонная тайга.

(В. Распутин)

1. Составьте таблицу «Постоянные и непостоянные признаки причастия». Запишите в таблицу причастия, отмечая в соответствующих графах их постоянные и непостоянные признаки.
2. Выпишите числительные, сделайте их морфологический разбор.
3. Найдите и выпишите антонимические пары. Какие из них являются контекстуальными?
4. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения.
5. О чём, по вашему мнению, этот текст? Сформулируйте его тему и основную мысль.

Вопросы для повторения

1. От каких глаголов образуются деепричастия совершенного вида и деепричастия несовершенного вида?

2. Какими конструкциями можно заменить деепричастные обороты, в которых есть деепричастие несовершенного вида?

3. Какими конструкциями можно заменить деепричастные обороты, в которых есть деепричастие совершенного вида?

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru