|
|
|
Наречие
Правописание наречий
291. Сформулируйте правила дефисного написания наречий. Во-первых, в-третьих, чуть-чуть, еле-еле, как-никак, мало-помалу, полным-полно, на-гора, точь-в-точь, вот-вот, всего-навсего, день- деньской, крест-накрест, по-гречески, по-видимому, по-волчьи, с бухты-барахты, худо-бедно. 292. Спишите слова, раскрывая скобки. В случае затруднения обращайтесь к орфографическому словарю. (В)проголодь, (с)размаху, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)(пол)голоса, (честь)(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку. 293. Выпишите наречия, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий. 1. Века промчатся, и быть может, что кто-нибудь мой прах встревожит и в нём тебя откроет (в)новь... (Д. Вен.) 2. И ты не призывай поэта! В волшебный круг свой не мани! Когда (в)дали от шума света душа восторгами согрета, тогда живёт он. (Хом.) 3. Так чувства лучшие мои обмануты (на)век тобою! (Л.) 4. Обыватели, то и дело выходя на улицу, стучали палками по заборам, давая кому-то знать, что они (на)стороже. (Кор.). 5. (По)прежнему в десять часов утра Кораблёв появлялся в школе. (Кав.) 6. Бывают, однако, невероятные случаи, когда получаются в результате стеариновые свечи и сапоги (в)смятку. (Усп.) 7. Встречу ль глаза твои лазурно-глубокие, душа им (навстречу из груди просится... (Л.) 8. Он песенку эту твердил (на)изусть... Откуда у хлопца испанская грусть? Ответь, Александровск, и, Харьков, ответь: давно ль (по)испански вы начали петь? (Светл.) 9. Но такие вещи удаётся не увидеть разве только (с)боку. (Л. Март.) 10. Ласточки переполошились: все (в)рассыпную, кто куда — мигом разлетелась вся стая. (Биан.) 294. Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание наречий. Выполните морфологический разбор четырёх-пяти наречий (по выбору). 1. Он [Онегин] (по)французски совершенно мог изъясняться и писал... (П.) 2. Аночка (чуть)чуть улыбнулась ему. (Фед.) 3. Закажи Балде службу, чтоб стало ему (не)(в)мочь; а требуй, чтоб он исполнил её (точь)(в)точь. (П.) 4. Правый берег виден (едва)едва, — неясная цепь огней... (Л. Март.) 5. И как потом, склонивши лоб на стол, (крест)(на)крест перечёркивала имя... (Цв.) 6. Не тратя время (по)пу- сту, (по)дружески да (по)просту поговорим с тобой. (Фат.) 7. Протопи ты мне баньку (по)белому... (Выс.) 8. Все (под)силу задачи, всех яснее одна. Я хитёр, я богаче тех, кто спит (до)поздна. (Твард.) 9. Там считалось, что прощалась (на)век с матерью родной, если замуж... выходила девка (на)берег другой. (Твард.) 10. Лети, светясь (не)подалёку, вагона дальнего окно. (Я. См.) 11. Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Умоляю вас вскач... не лететь... (Выс.) 12. Здесь, на трассе прямой, мне, не знавшему пуль, показалось, что и я (где)то здесь довоёвывал (не)(в)далеке. (Выс.) 13. Из-за утёса, как из-за угла, почти (в)упор ударили в орла. (Яш.) 295. Спишите отрывок из «Записок охотника», раскрывая скобки. Сделайте морфологический разбор выделенных наречий. Обратите внимание на выбор местоимений автором. Почему он начинает говорить от 1-го лица, а потом использует личное местоимение 2-го лица? Является ли этот переход средством создания выразительности? Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья колебались (в)вышине, и их жидко-зеленоватые тени тихо скользили (в)зад и (в)перёд по его тщедушному телу, (кое)как закутанному в тёмный армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы. Наскучив его безмолвием, я лёг (на)спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие лежать (на)спине в лесу и глядеть (в)верх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается (под)вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются, отвесно падают в те стеклянно ясные волны... (Где)нибудь, (далеко)далеко, оканчивая собою тонкую ветку, неподвижно стоит отдельный листок на голубом клочке прозрачного неба, и рядом с ним качается другой, напоминая своим движением игру рыбьего плёса, как будто движение то самовольное и не производится ветром. (И. Тургенев) 296. Прочитайте отрывок из романа «Герой нашего времени». Объясните правописание наречий. Составьте таблицу «Правописание наречий» и распределите слова в зависимости от их правописания. Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде. Часовой, черноморский казак, услышав звон колокольчика, закричал спросонья диким голосом: «Кто идёт?» Вышел урядник и десятник. Я им объяснил, что я офицер, еду в действующий отряд по казённой надобности, и стал требовать казённую квартиру. Десятник нас повёл по городу. К которой избе ни подъедем — занята. Я велел ему идти вперёд, и после долгого странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведённом оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её, и внизу с беспрерывным ропотом плескались тёмно-синие волны. (По М. Лермонтову) Вопросы для повторения1. Какие наречия имеют степени сравнения? 2. Возможен ли переход наречия в имя существительное? Аргументируйте свой ответ.
|
|
|