|
|
|
Виды предложений по структуре
Соединительное тире. Интонационное тире367. Прочитайте текст. Объясните постановку или отсутствие тире. Мещёра — остаток лесного океана. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах — это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жёсткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. А вечером блеснёт наконец озеро, как чёрное, косо поставленное зеркало. В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. В одном озере вода фиолетовая, в другом — желтоватая, в третьем — оловянного цвета, а в озёрах за Прой — чуть синеватая. В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды. Но большинство озёр всё же — чёрные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва даёт тёмный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озёр — чем старее торф, тем темнее вода. (По К. Паустовскому) 1. Определите тип речи текста. 2. Укажите особенности синтаксического строя предложений в третьем абзаце. Как называется подобное синтаксическое построение? 3. Найдите метафоры и эпитеты. 4. Какое место в жизни и творчестве К. Паустовского занимала Мещёра? 5. На какие особенности Мещёры обращает внимание автор и какова роль цветовой гаммы в описании озёр Мещёры? 368. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, тире и объясняя его постановку. I. 1. У самой горы виднелась крестьянская хижина, а напротив мельница на берегу ручья. (Ил.) 2. Вместе с платиной поднялись ее геохимические родичи никель и хром. (Мих.) 3. Москва громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского. (Леон.) 4. Учение семена знаний, а знания семена счастья. (Поел.) 5. Охранять природу значит охранять Родину... (Пришв.) 6. Грушницкий юнкер. (Л.) 7. Приметы на дорогах это не главные приметы. (Пауст.) 8. В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом хорошие и меткие местные слова, в третьем слова людей разных профессий... (Пауст.) II. 1. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (Т.) 2. Налево от нашего пути залив Баренцева моря, называемый Белым морем, в его глубине устье Северной Двины с городом Архангельском. Далее на запад путь к Мурманску. (Мих.) 3. Три года я, робятушки, жил у попа в работниках, малина не житьё! Попова каша с маслицем, попов пирог с начинкою, поповы ши с снетком! Жена попова толстая, попова дочка белая, попова лошадь жирная, пчела попова сытая, как колокол гудёт! (П.) 4. Под гигантским обрывом блестело Азовское море. Вода в нём как желтоватая листва акаций. (Пауст.) 5. Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы. (Фет) 6. Вдохновение это строгое рабочее состояние человека. (Пауст.)
|
|
|