Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

Знаки препинания при обращениях

414. Прочитайте фрагмент рассказа Э. Хемингуэя «Старик и море». Укажите обращения.

    Старик попытался натянуть бечеву потуже, но с тех пор, как он поймал рыбу, леса и так была натянута до отказа, и когда он откинулся назад, чтобы натянуть её ещё крепче, она больно врезалась в спину, и он понял, что у него ничего не выйдет.

    Лесу опутали жёлтые водоросли, но старик был рад им, потому что они задерживали ход лодки.

    — Рыба, — сказал он, — я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя прежде, чем настанет вечер.

    «Будем надеяться, что это мне удастся», — подумал он.

    С севера к лодке приблизилась маленькая птичка. Она летела низко над водой. Старик видел, что она очень устала.

    Птица села на корму отдохнуть. Потом она покружилась у старика над головой и уселась на бечеву, где ей было удобнее.

    — Отдохни хорошенько, маленькая птичка, — сказал он. — А потом лети к берегу и борись, как борется каждый человек, птица или рыба.

    Разговор с птицей его подбодрил, а то спина у него совсем одеревенела за ночь, и теперь ему было по-настоящему больно.

    — Побудь со мной, если хочешь, птица, — сказал он. — Жаль, что я не могу поставить парус и привезти тебя на сушу, хотя сейчас и поднимается лёгкий ветер. Но у меня тут друг, которого я не могу покинуть.

    В это мгновение рыба внезапно рванулась и повалила старика на нос; она стащила бы его за борт, если бы он не упёрся в него руками и не отпустил бы лесу.

    Когда бечева дернулась, птица взлетела, и старик даже не заметил, как она исчезла. Он пощупал лесу правой рукой и увидел, что из руки течёт кровь.

    — Верно, рыбе тоже стало больно, — сказал он вслух и потянул бечеву, проверяя, не сможет ли он повернуть рыбу в другую сторону. Натянув лесу до отказа, он снова замер в прежнем положении.

    Худо тебе, рыба? — спросил он. — Видит бог, мне и самому не легче.

    Он поискал глазами птицу, потому что ему хотелось с кем-нибудь поговорить. Но птицы нигде не было.

    Леса равномерно шла и шла кверху, и наконец поверхность океана перед лодкой вздулась, и рыба вышла из воды. Она всё выходила и выходила, и казалось, ей не будет конца, а вода потоками скатывалась с её боков. Вся она горела на солнце, голова и спина у неё были тёмно-фиолетовые, а полосы на боках казались при ярком свете очень широкими и нежно-сиреневыми. Вместо носа у неё был меч, длинный, как бейсбольная клюшка, и острый на конце, как рапира. Она поднялась из воды во весь рост, а потом снова опустилась, бесшумно, как пловец, и едва ушёл в глубину её огромный хвост, похожий на лезвие серпа, как леса начала стремительно разматываться.

    «Интересно, почему она вдруг вынырнула, — размышлял старик. — Можно подумать, что она вынырнула только для того, чтобы показать мне, какая она громадная. Ну что ж, теперь я знаю. Жаль, что я не могу показать ей, что я за человек. Положим, она бы тогда увидела мою сведённую руку. Пусть она думает обо мне лучше, чем я на самом деле, и я тогда буду и в самом деле лучше. Хотел бы я быть рыбой и чтобы у меня было всё, что есть у неё, а не только воля и сообразительность».

    Теперь, когда он уже однажды взглянул на рыбу, он мог себе представить, как она плывёт под водой, широко, словно крылья, раскинув фиолетовые грудные плавники и прорезая тьму могучим хвостом. «Интересно, много ли она видит на такой глубине? — подумал старик. — У неё огромные глаза, а лошадь, у которой глаз куда меньше, видит в темноте. Когда-то и я хорошо видел в темноте. Конечно, не в полной тьме, но зрение у меня было почти как у кошки».

    Солнце и беспрестанное упражнение пальцев совершенно расправили сведённую судорогой левую руку, и старик стал постепенно перемещать на неё тяжесть рыбы, двигая мускулами спины, чтобы хоть немного ослабить боль от бечевы.

    — Если ты ещё не устала, — сказал он вслух, — ты и в самом деле — необыкновенная рыба.

(Перевод Е. Голышевой, Б. Изакова)

1. Выпишите предложение, осложнённое однородными обособленными обстоятельствами, выполните его полный синтаксический разбор, объясните постановку знаков препинания.
2. Определите часть речи и синтаксическую функцию выделенных слов. Есть ли у этих слов морфологические омонимы? Докажите примерами.
3. Найдите в тексте фрагменты текста-описания, проанализируйте его языковые средства.
4. Запишите 4—5 односоставных предложений в составе сложного, определите их тип.
5. Как вы думаете, почему старик обращается к рыбе? Каково его отношение к пойманной рыбе? Можно ли сказать, что он чувствует равноправие по отношению к ней? Напишите сочинение-рассуждение по проблеме взаимоотношений человека и природы.

415. Перечислите слова и словосочетания, которые употребляются в функции обращения по правилам русского речевого этикета. Выпишите из художественной литературы, журналов и газет примеры употребления подобных форм.

Образец: Вот, милостивый государь мой, всё, что мог я припомнить касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности покойного соседа и приятеля моего (А. Пушкин); «Садитесь, товарищи, садитесь!» — проговорил он. (А. Бек)

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru