Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
§ 92. Вводные слова и вставные конструкции
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях
Вводными называются слова и словосочетания, грамматически не связанные с предложением. Например:Наш лес, говорят, на сто вёрст раскинулся, но кто говорит на сто — до ста и считать только может (М. Пришвин); Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил. (М. Пришвин)
По значению выделяются следующие группы вводных слов:
1) выражающие чувства говорящего и его отношение к высказываемому (сожаление, радость, удивление и др.): к сожалению, к несчастью, к счастью и т. д.: К сожалению, никто из посторонних не заглядывал в эти места (К. Паустовский); К счастью, пробил третий звонок, и поезд тронулся (Л. Андреев);
2) выражающие оценку реальности сообщаемого (возможность, невозможность, уверенность, предположение): конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверно и т. п.: Поздно вечером к ключу, сочившемуся по лужайке, вероятно, приходили на водопой горные козлы (В. Обручев); Мать, наверное, приехала усталой, раздражённой (М. Горький); Видно, так бывает на свете, видно, и Чичиковы на несколько минут обращаются в поэтов (Н. Гоголь);
3) указывающие на источник высказывания: говорят, по-моему, по словам и др.: Языков, обладавший, по словам Пушкина, удивительным огнём языка, в одной из своих поэм великолепно описал Волгу и Оку (К. Паустовский); Говорят, Москва, если смотреть издали на утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках, вся была как этот сказочный златоглавый и островерхий град (В. Солоухин);
4) указывающие на последовательность высказывания, на связь мыслей: во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно, главное, кстати, между прочим, впрочем, стало быть, в частности: Во-первых, он по наряду увидел, что мы рыбаки, во-вторых, поторопился вручить ему ту самую, полгода хранимую, записку (В. Солоухин); Итак, прелесть и драгоценность водоёма прояснилась с первых минут (В. Солоухин); Михей поднимает, наконец, от лаптей свою старую седую голову (М. Пришвин);
5) употребляемые с целью привлечения внимания собеседника, чтобы внушить ему определённое отношение к сообщаемому: видишь ли, простите, допустим, предположим и т. д.: Видите ли, профессор, мы уважаем ваши большие знания, но сами по этому вопросу придерживаемся другой точки зрения (М. Булгаков); Ну, положим, пусть... это правда; но с какой стати? (А. Чехов);
6) указывающие на приёмы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится, так сказать и т. п.: Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой (А. Чехов);
7) указывающие меру того, о чём говорится: по крайней мере, самое большее и т. п.: Три дня, по крайней мере, ушло на закупку необходимого снаряжения;
8) выражающие экспрессивность: честно говоря, смешно сказать, не в обиду будь сказано, по правде и т. д.: По правде, я не люблю зимнюю рыбалку;
9) показывающие степень обычности того, о чём говорится: бывало, по обычаю, по обыкновению и т. п.: Я, бывало, в этом месте дрожью дрожу (М. Горький); Потом, как обыкновенно, я серьёзно поговорил с ним и простил. (М. Пришвин)
Вводные слова могут находиться в начале, середине и конце предложения. На письме вводные слова выделяются запятыми.
При наличии двух вводных слов между ними ставится запятая. Например:Итак, к нашему удивлению, горы оказались всего в двух километрах от нас.
От предшествующих сочинительных союзов вводные слова обычно отделяются запятой. Вводное слово при этом можно поставить в другое место предложения. Например:Но, быть может, читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсяникова. (И. Тургенев) Ср.: Но читателю, быть может, уже наскучило...; но читателю уже наскучило, быть может...
Примечания. 1. В вводных словах типа а значит, а впрочем и т. п., где а является компонентом вводного слова, перестановка вводного слова невозможна, и запятая после а не ставится. Например:А значит, он ни в чём не виноват.
2. Запятая не ставится перед вводными словами после присоединительного союза: И кроме того, предстояло закупить продукты и снаряжение для двухлетней экспедиции.
Вводное слово, стоящее в начале или конце обособленного оборота, обычно не отделяется от него никакими знаками. Например:Он достал лист бумаги и ручку, должно быть специально приготовленные заранее.
Не являются вводными и, следовательно, не выделяются запятыми слова и сочетания слов: авось, небось, вдобавок, вряд ли и др.: Авось чего-нибудь подышу. (А. Грин)
Слова наконец, значит, однако могут функционировать поразному:
1) слово наконец является вводным, если обозначает порядок мыслей (синонимично слову ещё) или даёт оценку факта, показывает на отношение говорящего к событиям. В значении «после всего», «напоследок», «в результате всего» оно не является вводным и не выделяется запятыми. Ср.: Михей поднимает, наконец, от лаптей свою старую седую голову. (М. Пришвин) — Наконец мы встали и опять пошли бродить до вечера (И. Тургенев);
2) слово значит является вводным, если оно синонимично вводным словам следовательно, стало быть; если же оно близко по смыслу к слову означает, то является членом предложения и запятыми не выделяется. Ср.: Если мы сможем найти там машину, значит, прибудем к месту встречи вовремя. — Любовь для Катерины значит много больше, чем для Варвары (Ф. Достоевский);
3) слово однако является вводным, если стоит в середине предложения; в начале предложения слово однако имеет значение противительного союза. Ср.: Давыдов, однако, уверен в необходимости поделить всё по справедливости. (М. Шолохов) — Однако Давыдов уверен в необходимости поделить всё по справедливости.
416. Распределите вводные слова по значению, охарактеризуйте их с точки зрения стилистической окраски. Составьте с пятью из них предложения.
Возможно, может быть, кстати, между прочим, в-третьих, наконец, итак, должно быть, смею сказать, говорят, вообще-то говоря, в общем, по всей вероятности, собственно говоря, видно, видимо, словом, впрочем, извините, к прискорбию, знать.
417. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните вводные слова и словосочетания. Объясните, какой оттенок значения они вносят в предложение.
1. Действительно мы не дорожим воздухом и не думаем о нём. (Сол.) 2. «Впрочем что до меня, — сказал он, — мне признаюсь более всех нравится полицмейстер». (Г.) 3. Без сомнения именно поэтому с такой отчётливостью запомнились мне первые годы. (Кав.) 4. Должно быть у меня был жар, потому что я нёс какую-то бессвязную чепуху. (Кав.) 5. Это был по его словам город, в котором груши, яблоки, апельсины росли прямо на улицах. (Кав.) 6. Распахнёшь бывало окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь, велишь поскорее засёдлывать лошадь. (Бун.) 7. По-видимому никто из домашних ничего не подозревал, и жизнь текла по-обычному. (Андр.) 8. Вечером по обыкновению я занимался в своей комнате, писал дневник и письма. (Андр.) 9. Служил знаешь в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству. (Ч.) 10. Право всё это как в жизни, в большой настоящей жизни. (Купр.) 11. Можно было конечно допустить, что браунинг кота — какой-нибудь игрушечный. (Булг.) 12. Аркадий Павлович говоря собственными его словами строг, но справедлив. (Т.)
418. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Определите синтаксические функции выделенных слов и расскажите об особенностях пунктуации предложений. Прочитайте вслух, обращая внимание на интонацию.
1. Наконец и мне случилось произнести эти четыре слова. (Кав.) 2. Наконец однажды утром Савельич вошёл ко мне держа в руках письмо. (П.) 3. Я пожалуюсь прокурору!.. Я уплачу наконец! (И. и П.) 4. Даже трава поблизости её тела казалось задремала в силу сочувствия. (Грин) 5. Старикам казалось что они легли спать очень поздно, но что-то не спится им. (Бун.) 6. С нашей задней машины было видно как «Смерч» вертелся и вилял в поисках более лёгкого пути. (Ефр.) 7. Пугачёв был видно в припадке великодушия. (П.) 8. По рублю штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более тому понимаешь уступка. (Ч.) 9. Ты с трудом понимаешь что он хочет тебе сказать. (Купр.) 10. Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (П.) 11. Правда в огне не горит и в воде не тонет. (Поcл.) 12. Бойцы однако с утра занимают позиции и стоят по одному со своими острогами, неподвижные. (Пришв.) 13. Луна взошла однако нам её не было видно. (Гарш.)
419. Прочитайте отрывок из «Дневника писателя». Выпишите предложения, распределяя их по группам: а) предложения с вводными словами; б) предложения с вводными словосочетаниями.
Что такое талант? Талант есть преполезная вещь. Вы скажете, что прежде всего нужно направление и уже после талант. Пусть, согласен, я не о художественности собрался говорить, а лишь о некоторых свойствах таланта, говоря вообще. Свойства таланта, говоря вообще, чрезвычайно разнообразны и иногда просто несносны. Во-первых, «талант обязывает» — к чему, например? Иногда к самым дурным вещам. Представляется неразрешимый вопрос: талант ли обладает человеком или человек своим талантом? Мне кажется, сколько я ни следил и ни наблюдал за талантами, живыми и мёртвыми, чрезвычайно редко человек способен совладать с своим дарованием, и что, напротив, почти всегда талант порабощает себе своего обладателя, так сказать, как бы схватывая его за шиворот, унося его на весьма далёкие расстояния от настоящей дороги. У Гоголя один враль начал об чём- то рассказывать и, может быть, сказал бы правду, «но сами собою представились такие подробности» в рассказе, что уж никак нельзя было сказать правду. Это я, конечно, лишь для сравнения, хотя действительно есть таланты собственно вралей или вранья. Романист Теккерей, рисуя одного такого светского враля и забавника, порядочного впрочем общества, и шатавшегоя по лордам, рассказывает, что он, уходя откуда-нибудь, любил оставлять после себя взрыв смеха, то есть приберегал самую лучшую выходку или остроту к концу. Знаете что: мне кажется, очень трудно оставаться и, так сказать, уберечь себя честным человеком, когда так заботишься приберечь самое меткое словцо к концу, чтобы оставить по себе взрыв смеха. Самая забота эта так мелочна, что под конец должна выгнать из человека всё серьёзное. И к тому же если меткое словцо к концу не припасено, то его надо ведь выдумать, а для красного словца не пожалеешь матери и отца.
Скажут мне, что если такие требования, то и жить нельзя. Это правда. Но во всяком таланте, согласитесь сами, есть всегда эта некоторая почти неблагородная, излишняя «отзывчивость», которая всегда тянет увлечь самого трезвого человека в сторону или там что бы ни случилось, тотчас же и пошёл, и пошёл человек, и взыграл, и размазался, и увлёкся.
(Ф. Достоевский)
1. Определите стиль и тип речи текста.
2. Составьте план, запишите микротемы и основную мысль текста.
3. Укажите части речи выделенных слов, охарактеризуйте их морфологические признаки.
4. Какие средства связи предложений использованы в тексте? Устно проанализируйте их.
5. Выпишите из текста по четыре словосочетания разных видов подчинительной связи.
6. Найдите в тексте проблемный вопрос. Дайте на него ответ в форме сочинения-рассуждения.