Главная >> Русский язык 10-11 класс. Гольцова. Часть 2

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением

Вводные слова и вставные конструкции

Знаки препинания при вставных конструкциях

Вставные конструкции — эго словосочетания и целые предложения, которые содержат различного рода добавочные, попутные замечания, уточнения, поправки и т. д. Вставные конструкции грамматически не связаны с предложением, расположены обычно в середине или в конце его. Например: Быстро, но горячо прошла в душе моей страсть (иначе я не мог назвать её) ловить и собирать бабочек (С. Аксаков); В чёрных сучьях дерев обнажённых жёлтый зимний закат за окном. (К эшафоту на казнь осуждённых поведут на закате таком.) (А. Блок)

Вставные конструкции выделяются скобками или тире: А Каракатица (так по-настоящему называют госпожу К.) не спеша — ведь она была уверена, что добыча от неё не уйдёт! — бесшумно подплывала всё ближе. (Б. Заходер)

По структуре вставная конструкция может быть предложением, в том числе сложным, а также состоять из нескольких предложений. Пунктуационно эти конструкции оформляются в соответствии с действующими правилами; в конце таких предложений могут стоять точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие. Так как вставные конструкции — это включения в предложение, грамматически не связанные с ним, то после вставной конструкции основное предложение пишется со строчной буквы. Например: И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (А. Блок); Рыбы (это только раньше люди думали, что они не умеют говорить!) даже сложили песню о том, как хорошо живётся в море. (Б. Заходер)

420. Прочитайте предложения, объясните постановку знаков препинания при вставных конструкциях. Чем вставные конструкции отличаются от вводных слов и словосочетаний?

    1. Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер): пожаром зари сожжено и раздвинуто бледное небо, и на жёлтой заре — фонари. (А. Б.) 2. У нас, мои любезные читатели, не во гнев будь сказано (вы, может быть, и рассердитесь, что пасичник говорит вам запросто, как будто какому-нибудь свату своему или куму), — у нас на хуторах водится издавна: как только окончатся работы в поле, мужик залезет отдыхать на всю зиму на печь. (Г.) 3. Ешё был у нас один рассказчик; но тот (нечего бы к ночи и вспоминать о нём) такие выкапывал страшные истории, что волосы холили по голове. (Г.) 4. Артель принимала заказы на вывески, шитьё женских шапочек, изготовление «деревяшек» (женских туфель, производство которых отличалось античной простотой: к деревянной подошве приколачивалось несколько тесёмок!) и на рисование реклам для кино (их писали клеевыми красками на кривой фанере). (Пауст.) 5. Дельфин (как и все волшебники, он любил говорить загадками) вильнул хвостом и поплыл по своим делам. (Б. Зах.)

421. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделите вставные конструкции и объясните знаки препинания при них.

    1. Морские розы учёные люди называют их актиниями, хотя они и не цветы, вздыхать не могут. (Б. Зах.) 2. Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неимением пока другой дичи дело было в начале сентября: вальдшнепы ещё не прилетели, а бегать по полям за куропатками мне надоело я послушался моего охотника и отправился в Льгов. (Т.) 3. Я был уверен тогда как и сейчас, что есть области человеческой деятельности, где артельная работа просто немыслима. (Пауст.) 4. Но всё своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещён изнутри совершенно серебряным именно серебряным, а не белым огнём. (Пауст.) 5. Я вас люблю к чему лукавить? но я другому отдана; я буду век ему верна. (77.) 6. Орешник в некоторых местах его называют лещиной широколистный кустарник, который выгоняет стебли до вышины деревьев. (Сол.)

422. Спишите предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Выделите вводные и вставные конструкции, покажите разницу между ними.

    1. Каждую среду и субботу нас по этим дням отпускали из училища домой я неизменно являлся к нему. (Купр.) 2. Правда когда Христиан Андерсен поселился в гостинице, то в оловянной чернильнице оставалось ещё немного чернил. (Пауст.) 3. Глубокая казалось мировая тишина остановилась над берегом. (Пауст.) 4. Онегин был по мненью многих судей решительных и строгих учёный малый, но педант. (П.) 5. Боязнь пустыни хотя я пустыню ещё и не видел приобрела у меня навязчивый характер. (Пауст.) 6. Когда я попал впервые в Крым его я до того вдоль и поперёк изучил по карте, то конечно он оказался совсем другим. (Пауст.) 7. Словом он был коренной русский барин по его выражению не терпел немецкого духу и старался в домашнем быту сохранить обычаи любезной ему старины. (П.) 8. Между прочим не особенно хвастая могу сказать, что это был превосходный театр. (Кав.) 9. Он протянул мне руку я не могла не дать ему своей и вышел медленными шагами. (Гарш.) 10. Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь; во-первых потому что слушать меня утомительно; во-вторых нельзя проговориться; в-третьих можно узнать чужую тайну... (Л.)

423. Прочитайте отрывок из письма, написанного Ф.М. Достоевскому неизвестным учителем гимназии в 1861 г. Выпишите вставные конструкции, проанализируйте их стилистическую функцию по плану: 1) лексический состав; 2) синтаксическая структура; 3) эмоциональноэкспрессивная окраска.

    Прежде наказания должны были служить каким-то пугалом для людей, отстранять их от совершения преступления. Но если бы и были в настоящее время такие отсталые люди (чему трудно поверить), которые разделяли бы такой отживший взгляд на цель наказания, то стоит им только напомнить, что опыт и практика постоя...о показывали, да ещё теперь показывают, что эта цель жестокими наказаниями н...сколько не достигается и что они даже ведут к соверше...о противному.

    Если, таким образом, опыт и разумное сознание для всех хоть несколько образова...ых людей ясно показывают всю несообразность телесного наказания, то скажите, ради бога, как мы можем оправдать себя, что обратили так мало внимания на этот предмет и что теперь ещё существует такого рода несообразность. Предкам нашим может служить некоторым оправданием, — говорю некоторым, потому что христианское чувство должно было научить их чему-нибудь другому, — что они не ведали, что тв...рили, что они заблуждались в своём взгляде на цель наказания. Над нами же произнесётся гораздо строжайший пр...говор, потому что в наше время такие истязания не обусловливаются ни заблуждением ума, ни степенью цивилизации, оно есть следствие нашей апатичности, нашего эгоизма, того, что мы часто не думаем о том, что прямо до нас не относится, будь оно хоть в высшей степени несообразно. Я вполне уверен, милостивый государь, что Вы, как человек образова...ый и вполне сочувствующий всему разумному и доброму, в тёплых и красноречивых словах выскажете всю несообразность, чтобы не сказать дикость, телесных истязаний. Моё же письмо прошу не печатать, — разве Вы найдёте, что оно может чем-либо служить делу, — но в таком случае прошу изменить хоть слог, который, как я сам понимаю, весьма плох и слаб. Прошу вас пр...ступить к делу как можно скорее. Вы поймёте мою про...ьбу, если я Вам скажу, что поводом к этому письму послужило именно то, что некоторые, которых с психологической точки зрения нельзя даже назвать преступниками, подвергаются именно теперь вышесказа...ому роду наказания. Я вполне надеюсь, что Вы, во имя человеколюбия, извините мою всепокорнейшую просьбу.

    Для пр..дупреждения недоразумения я должен пр...бавить, что на наказание розгами, и то в самом малом числе ударов, ещё можно смотреть как на зло, которое в некоторых случаях весьма трудно обойти (хотя н...как не думаю, чтобы это было невозможно), а полагаю, что мы должны всеми силами стараться соверше...о его вытеснить. Мимоходом скажу, что в продолжение всей многолетней моей практики в гимназии ни один ученик не был по моей жалобе наказан телесно, а между тем они в университете вообще считаются лучшими студентами. Но между телесными наказаниями розгами и такого же плетьми существует огромная разница, потому что последнее носит характер истязания человека. И если существование первого ещё может быть некоторым образом (но н...как не вполне) оправдываемо, и то в самых редких, исключительных случаях, то существование второго рода наказания в высшей степени несообразно, нелепо и дико.

1. Определите стиль речи текста, обоснуйте свой выбор. Как вы думаете, в каких стилях речи могут использоваться вставные конструкции?
2. Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы.
3. Найдите в тексте обращение. Укажите его стилистическую функцию. Какой приём выразительности используется в подобном обращении?
4. Объясните лексическое значение выделенных слов, подберите к ним контекстуальные синонимы и антонимы.

<<< К началу параграфа

 

 

???????@Mail.ru