|
|
|
Глагол
§ 109. Неопределённая форма глагола (окончание)625. Поставьте глаголы каждой группы в неопределённую форму (см. образец рассуждения в упр. 621). В каких группах глаголы обозначают постепенное усиление действия, а в каких являются синонимами?
Образец. Ползёшь1, бредёшь, бежишь, идёшь. Шепчет, говорит, кричит. Информировали, сообщили. Берегу, сохраняю. 626. Замените данные словосочетания по образцам. Подчеркните 2-3 словосочетания, которые, по-вашему, уместно было бы использовать не в разговоре, а в каком-нибудь официальном документе. 1. Упрёк в трусости — упрекать в трусости; разочарование в товарище, приведение в порядок снаряжения, преклонение перед подвигами героев, отзыв3 о повеет.., жалоба на невзгоды*. 2. Принимать участие — участвовать; выражать опасение, хранить безмолвие, почувствовать испуг, испытывать радость, волнение, восторг, восхищение. 627. Запишите глаголы, данные в скобках, в неопределённой форме. ИЗ ПИСЬМА П. И. ЧАЙКОВСКОГО Ты должен только (стараюсь), чтобы настоящее было привлекательно3... А для этого нужно: 1) (тружусь) и (избегаю) праздности, чтобы быть готовым (переношу) труд впоследствии; 2) очень много (читаю); 3) (не увлекаюсь) желанием (нравлюсь) и (пленяю); 4) (не смущаюсь) неудачами...; 5) но главное, главное — много (не воображаю) про себя... 628. Используя данное ниже начало, составьте памятку из 3—5 пунктов о том, что вы должны сделать в ближайшее время. Глаголы в неопределённой форме подчеркните. На этой неделе (в этом месяце, в ближайшее воскресенье, на каникулах и т. п.) я должен (должна): 1. ...; 2. ... и т. д. 629. Вставьте подходящие по смыслу глаголы-антонимы. Поставьте недостающие знаки препинания. 1. Умел потерять, умей и — —. 2. Плохо медлить но и — — (не)следует. 3. Надо трудиться а (не) — —. 4. Любишь брать, люби и — —. 5. Умеешь ссориться, научись и — —. 630. Изложение. Прочитайте статью, озаглавьте её. Выпишите глаголы в неопределённой форме. Перескажите устно текст. В русском языке глагол «зовут» можно применять только к одушевлённым предметам: «Эту девочку зовут1 Катей», «Собаку зовут Дружком» и т. д. Это и понятно. Ведь смысл слов1 «зов», «званый», «звать» предполагает2, что существо, к которому обращаются с «зовом», может или «отозваться» (ответить, мяукнуть, залаять), или совершить какое-либо действие в ответ на зов (улыбнуться, оглянуться, подойти, завилять хвостом). Неодушевлённые же предметы не «зовутся», а «называются». Нельзя сказать: «Эту улицу зовут Московской». Следует говорить: «называют». Не следует путать глаголы «звать» и «называть».
|
|
|