Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Глагол

§ 109. Неопределённая форма глагола

Найдите глаголы в неопределённой форме.

На какие вопросы они отвечают?

Можно ли у этих глаголов определить время, число, лицо?

    Построить, создать.

    Бороться и искать, найти и не сдаваться. (В Каверин)

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать? Это начальная форма глагола; она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.

Неопределённая форма глагола имеет окончание и нулевое окончание в глаголах с основой на -чь

620. Прочитайте отрывок из сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок». Выпишите глаголы в неопределённой форме. Какие из глаголов в современном литературном языке не употребляются?

        Кто-то в поле стал ходить1
        И пшеницу шевелить.
        Мужички такой печали
        Отродяся не видали;
        Стали думать да гадать —
        Как бы вора соглядать.
        Наконец себе смекнули,
        Чтоб стоять на карауле,
        Хлеб ночами поберечь,
        Злого вора подстеречь.

621. Образуйте от данных глаголов неопределённую форму по образцу.

    Веет — вея ; растает, затеет, реет*, залают*, надеешься, сеет.

В неопределённой форме после буквы ч пишется мягкий знак.

Образец рассуждения. Беречь (время). Глагол беречь -на -чь в неопределённой форме. В этих глаголах после ч всегда пишется мягкий знак.

622. Образуйте от данных глаголов неопределённую форму. Обозначьте орфограмму № 22, как это показано в образце.

    Стерегу — (не)жгу, течёт, привлекут, запряжёт, испеку, (не)сбережёшь.

623. Ч или чь? Запишите слова, распределяя их по группам: 1) ь пишется; 2) ь не пишется. Кратко объясните употребление ь. Обозначьте орфограммы № 8, 20, 22.

    Зажеч(?), силач(?), реч(?), привлеч(?), скрипаче?), могуч(?), сбереч(?), испеч(?), (много) туч(?), пресеч(?), ткач(?), певуч(?), острич(?), стереч(?), прожеч(?), бич(?), линюч(?), ноч(?), кумач(?), врач(?), мелоч(?), обжеч(?), грач(?), богач(?), (пять) задач(?), запряч(?), трескуч(?), пахуч(?), прилеч(?), (несколько) тысяч(?).

624. Спишите фрагменты текста. Подчеркните глаголы в неопределённой форме, выделите в них окончания. В каких предложениях есть однородные члены?

    1. Я выр..с в селе и хорошо знаю, что значит для деревенек.. жизн.. пруд или речка. Для меня наша маленькая Усманка была целым университетом детства. На речк.. я научился плавать, править веслом, переходить воду по тонкому брёвнышку, переплывать плёс на спине лошад.. . 2. Кто-то из старших мальчишек мне ра(с, сс)казал: «Если бросить палку, она приплывёт в реку Воронеж, потом в Дон, потом в Чёрное море». Я пот..хоньку бросил в речку такую палочку и до сих пор верю, что она приплыла в Чёрное море...

(В. Песков)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru