|
|
|
Вспоминаем, повторяем, изучаем
§ 15. Части речи (окончание)75. Озаглавьте рассказ словами из текста. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся, задайте вопросы. Выделенные слова - это наречия. Они не изменяются, т. е. не склоняются и не спрягаются. Подчеркните наречия по образцу. Образец. Повернул (куда?) назад. Мы с сынишкой2 собрались в лес по грибы. И только свернули тропой с просёлочной дороги, навстречу нам из лесу собака Клеопарда. Злющая — чистый волк. Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, ко мне, но я успел крикнуть ему: — Только не беги! Иди, как шёл. Ускорив шаг, я поравнялся с сынишкой и взял его за руку. Ни ружья, ни палок у нас с собой не было: одни пустые корзинки. Обороняться было нечем. А Клеопарда была уже в нескольких шагах от нас. Или мы ей дорогу должны были уступить, или она нам: тропа была узкая, а по сторонам — грязь.
— Вперёд без страха и сомненья! — произнёс я как можно веселее, крепко сжимая руку сынишки. Клеопарда остановилась и молча оскалила зубы. Миг был решительный. Я ещё твёрже шагнул — раз, два, три... Свирепое животное вдруг прыгнуло в сторону и, увязая в глубокой грязи, прошло мимо нас стороной. — Видишь? А ты хотел бежать. — Ух, страшно! — А убегать ещё страшней. (В.Биа́нки) 76. Подготовьтесь к игре «Я пересказываю, ты слушаешь». Вспомните приемы слушания. Разделитесь на три команды. Ученик из первой команды пересказывает текст упр. 75, а другие слушают и оценивают пересказ (точность, соответствие стилю, интонационную выразительность, жесты и т. д.). Затем ученик из второй команды пересказывает этот же текст; его пересказ оценивают члены команд соперниц. Выигрывает та команда, которая лучше других перескажет текст и убедительнее оценит пересказ. 77. Разбейте текст на три абзаца. Спишите любые два абзаца, подчеркивая наречия, относящиеся к выделенным глаголам, • Какое правило вы применяли, вставляя пропущенные буквы? • Укажите во втором предложении главные члены.
Быстро, но осторожно Владик и Толька перебегали доро..ки, ныряли в ч..щу кустарника, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своём пути незамеченным. Вскоре они оч..тились высоко над берегом моря. Слева громоздились изрезанные ущел(?)ями горы. Справа торч..ли остатки невысокой крепости. Ребята остановились. Было очень жарко. Торжественно гремел из-за пыльного2 кустарника мощный хор невидимых цикад*. Внизу плескалось море. А кругом не было ни душ.. . Потихоньку ощупывая каждый камешек, они прошли метров пять. Здесь ход круто сворачивал направо. Они решительно повернули вправо. (А. Гайдар) 78. Представьте себе, что вы стоите на высоком берегу реки, озера или моря. Напишите, что вы видите и слышите вокруг себя (вдали, вблизи, слева, справа, вверху, внизу). Подчеркните в тексте наречия.
|
|
|