Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 25. Пунктуация (окончание)

124. Что записано слева, а что справа? Можно ли сказать, что поэт Э. Успенский соединил слова в предложения без синтаксических ошибок? Но почему мы улыбаемся, читая это четверостишие?

I

Ваня, вёл, а, в это время,
кактус, ехал, на коне,
на ремне, на окне, мыла,
собачка, старушка.

II

— Ехал кактус на коне,
Вёл старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.

125. Составьте и запишите по два предложения из каждой цепочки слов. Докажите на основе составленных предложений, что даже из одних и тех же слов можно составить самые разные предложения и выразить самые разные мысли.

    1. Одинокий, путник, у, дуб, остановился, высокий.

    2. Зима, лепить, снеговик, дети, быстро, весёлый, на пруду.

126. Сколько знаков препинания в русской пунктуации? Назовите известные вам.

Какие из них ставятся в конце предложения?

Какие знаки препинания доступны для набора в вашем мобильном телефоне?

127. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Сжато, в 3-5 предложениях, изложите содержание этого текста.

    А. П. Чехов писал: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

    Убедимся3 в справедливости этого утверждения. Попробуем понять записанный без знаков, например, такой текст: «Утром мы отправились на охоту за детьми дома оставили присматривать тётю Дашу».

    Всё ли ясно? А ведь когда-то в Древней Руси писали не только без знаков препинания, но и без пробелов между словами. Представляете, как трудно было читать и понимать такую запись? Древние рукописи прочитаны учёными, но, к сожалению, не всё понято. Много «тёмных мест» осталось как раз из-за отсутствия знаков препинания.

    Теперь поставим точку в тексте, записанном без неё: «Утром мы отправились на охоту. За детьми дома оставили присматривать тётю Дашу». Страшно подумать, что получилось бы, если бы мы поставили точку после слов за детьми.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru