Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 26. Словосочетание

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

Зависимое слово связывается с главным по смыслу.

Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.

Подберите к главным словам, данным под картинками, другие, зависимые слова, чтобы более точно обозначить изображённые на рисунках действия.

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.

128. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.

Образец.

    1. Познакомиться с местностью, приветствовать скалолазов, участвовали в походе, повернули вправо, поделиться впечатлениями.

    2. Поучительная история, о весёлых небылицах, необыкновенные приключения, нелёгкую задачу.

129. Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, и это вызывает у нас улыбку. Найдите эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стихотворения, обозначая графически главное и зависимое слово.

          Мама сказала Нине:
          — Нина, купи в магазине
          Фунт* мяса, бутылку кваса,
          Сах..рный п..сок,
          Спич..чный к..робок,
          Масло и компот.
          Деньги — вот.
          Народу в лавке масса,
          Большая очередь в кассу.

          Наконец очередь Нинки.
          Нина твердит без запинки:
          — Дайте фунт кваса,
          Бутылку мяса,
          Спич..чный п..сок,
          Сах..рный к..робок,
          Масло и компот.
          Деньги — вот.

130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?

    Зд..роваются (когда? с кем?) ... , ... ; д..рить (что? кому?) ... , ... ; благодарить (кого? за что?) ... , ... ; изв..ниться (перед кем? за что?) ... , ... ; поздравить (как? кого?) ... , ... ; похв..лить (кого? за что?) ... , ... ; восхищение (какое? чем?) ... , ... ; оценивать (что? как?) ... , ... ; прощание (с кем? на какое время?) ... , ... .

132. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. • Укажите четыре разные части речи.

    Урок, на уроке, начало урока; читал, читает книгу, интересная2 книга; стремиться к знаниям; компьютерный класс; беседовать с товарищем, беседа; посещение, посетить музей, в музее, музейный, изредка посещать.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru