|
|
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (окончание)208. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений. 1. Древние египтяне делали лодки из тростника — папируса. Египтяне плавали по Нилу и даже по морям.
При однородных членах могут быть слова, которые являются общими по значению для стоящих при них однородных членов. Например: В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, сливы. Слово фрукты — это обобщающее слово. После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие. 209. К каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести ещё однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона. Образец. чайник, чашка, тарелка, молочник, стакан, блюдце. 1. Имя существительное, имя прилагательное, место- имение, глагол. 2. Запятая, тире, двоеточие. 3. Приставка, корень, суффикс. 4. Определение, дополнение, обстоятельство. 210. Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие. 1. В нашем лесу растут разные ------ ель, сосна, осина, дуб, берёза, клён. 2. В реке мы ловили и мелкую, и крупную ------ окуней, плотву, ершей, щук. 3. Весной к нам вернулис ------ скворцы, дрозды, дикие утки. 4. Летом на лугах распускаются ------ ромашки, васильки, колокольчики. 211. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающих слов перед однородными членами. 1. В тайге водятся хищные животные волки, рыси, медведи. 2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года зимой, летом, весной и осенью. 3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. 4. На полке лежали инструменты молоток, долото, пила, клещи. 212. Диктант. Подчеркните однородные члены и запятую между ними. Объясните написание глаголов на -тся и -ться. С сер..дины лета до поз(?)ней осей., в лесах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, сосновых борах, под раскидистыми лапами елей растёт белый гри.. . На стройных ножках стоят подб..рёзовики. Издали видны крас(?)ные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с крас(?)ными, ж..лтыми, белыми шляпками. Большими сем(?)ями селят(?)ся около пней опёнки. Рыжики растут на п..лянках между мол..дыми соснами и елями, забирают(?)ся под сухие опавшие лист(?)я. Надо нагнут(?)ся и поискать их в сухой траве.
|
|
|