Главная >> Русский язык 5 класс. Ладыженская

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

§ 41. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

Прочитайте предложения, в которых однородные члены связаны интонацией и союзами а, но.

Укажите, где делается пауза в этих предложениях, какие слова выделяются голосом.

    1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
    2. Месяц светит, но не греет.
    3. Туча прошла, а дождя не принесла.

Какой знак препинания ставится в этих предложениях?

Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены не соединены союзами или соединены союзами а, но.

Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения.

203. Объясните знаки препинания в приведённых предложениях.

    1. Не гордись, а учись.
    2. Будь приветлив, но не будь назойлив.
    3. Учение и труд к славе ведут.

204. Спишите, подчеркните однородные члены. Поставьте, где необходимо, запятую. Вспомните, как пишется частица с глаголами.

    1. Долго с..дел но ничего (не)выс..дел.
    2. Много читает а дела (не)знает.
    3. Зимой и летом одним цветом.
    4. Людей слушай а свой ум имей.
    5. Ум и разум надоумят сразу.
    6. Чужого (не)хватай и своего (не)броеай.

Прочитайте пословицы с подходящей интонацией, делая паузу между союзами а, но. Расскажите о случае, когда уместно было бы употребить одну из этих пословиц.

205. Прочитайте. Спишите, подчеркните однородные члены. Расставьте пропущенные запятые. Укажите, чем выражены однородные члены, обведите кружком союзы.

    1. Бледно-серое небо св..тлело х..лодело с..нело. (И. Тургенев) 2. В..сёлые г..лоса шутки и смех разн..сились по долине. 3. (С)права (с)лева (в)переди заб..лели берёзовые ств..лы. 4. Тучи п..лзли по небу медленно скучно. (М. Горький) 5. В тёплом но сыром воздухе чувствовалось дыхание ос..ни.

206. Выпишите вначале предложения, в которых однородными являются главные члены, а затем предложения с однородными второстепенными членами. Поставьте пропущенные запятые.

    1. Кот увидел Каштанку вскочил вытянул спину задрал хвост и вз(?)ерошил3 шерсть. 2. Гусь заговорил о чём-то быстро горячо отчётливо но непонятно. 3. Каштанкою овладели отчаяние и ужас. 4. Каштанка лизнула незнакомцу руку и заскулила ещё жалостнее. 5. Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой. 6. Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса.

(А. Чехов)

207. Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу союз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.

    1. Этот путь короткий (очень трудный). 2. Потоки в..ды размывают края оврага (роют ямы на его дне). 3. Дождь прошёл (землю не напоил). 4. Ветер загудел, затр..щал (сорвал крышу с сарая). 5. Осенью солнце не греет (блестит ярче летнего). 6. Дети х..дили в лес за грибами (за ягодами).

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru