|
|
|
Морфемика. Орфография. Культура речи
§ 74. Корень словаТема нашего урока — корень слова. Как вы думаете, почему корень называют самой главной частью слова? Я думаю, что корень выражает значение слова. Представьте себе, я скажу ник — ничего не понятно. Но если я добавлю корень, то могут получиться слова — чайник, плотник, школьник, мельник и много-много других — разных по значению слов, потому что в этих словах разные корни. Нельзя не согласиться с Аней. Корень — главный носитель значения слова, он как бы образует его центр. В самом деле, среди однокоренных слов бегун, бежать, бег, беговой, пробежать, забежать и т. д. мы легко выделяем смысловое ядро — корень -бег- (-беж-).
Прочитайте. Что общего в лексическом значении приведённых слов? В какой части данных слов заключено это общее значение? Белый, беловатый, побелка, белизна, белеть.
391. Продолжите ряд однокоренных слов смелый, осмелеть. 392. От какого слова образованы эти однокоренные слова? Спишите, обозначая в словах корень. 1. Светлый, осветлить, светиться, светлячок, просвет. 2. Тёмный, темнота, темноватый, потемнеть, затемнение. 393. В упражнении даны слова, корни которых совпадают по звучанию. Такие слова не всегда являются однокоренными. Выпишите из данного списка группы однокоренных слов, обозначив в них корень. Лыжи, лыжный, лыжник, лыжня1; вода, безводный2, водитель, водяной, водить; носильщик, переносица, носить, носик, перенос, заносить; красный, красноватый, краснота, красивый, красненький, красота, покраснение. 394. Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.
395. Выпишите только однокоренные слова, выделите в них корень. 1. Спешить (к поезду): спешка, спешный, спешим, поспешить, поспешный, спёшиться. 2. Серый (костюм): сероватый, сереть, сера, серенький, серный, сернистый. 3. Горец, гореть, горный, пригорок, гора. 396. Объясните устно, почему так названы плетень, землянка, шиповник? Напишите об одном из этих слов по плану: 1. Какая часть слова помогает нам объяснить это название? 2. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия? Озаглавьте свою работу «Секрет названия». 397. Напишите сочинение «Дни недели рассказывают о себе» - о том, почему так называются вторник, среда, четверг и пятница. Если нужно, воспользуйтесь планом из предыдущего упражнения.
|
|
|