|
|
|
Имя существительное
§ 88. Имя существительное как часть речи (окончание)
477. Прочитайте текст вслух. Пользуясь памяткой (см. с. 150), устно определите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова. Указывайте последовательность своих рассуждений с помощью слов во-первых, во- вторых, в-третьих. Вывод сформулируйте с помощью слов следовательно, таким образом, значит. Образец устного рассуждения. Нужно определить, какой частью речи является слово вьюги. Во-первых, это слово обозначает предмет (что? - вьюга); во-вторых, оно женского рода, 1-го склонения, употреблено в единственном числе, родительном падеже; в-третьих, в предложении после вьюги (наступает) является обстоятельством. Значит, это имя существительное. 1. После угомонившейся вьюги
2. Лёд реки, переезд и платформа,
(Б. Пастернак)
Некоторые существительные имеют значение признака, но обозначают его как предмет, например: желтизна, щедрость. Оба существительных женского рода. 478. Выпишите в левый столбик существительные, а в правый - прилагательные. Выберите синонимы к слову смелость. Смелый, смелость; храбрость, храбрый; доброта, добрый; отважный, отвага; грубый, грубость; синий, синева; нежность, нежный; бесстрашие, бесстрашный.
Некоторые существительные имеют значение действия, но обозначают это действие как предмет, например: прыжки, рисование и т. д. 479. Выпишите в левый столбик существительные, а в правый - глаголы. Выполняя упражнение, пользуйтесь образцом устного рассуждения (см. упр. 477). Сомневаться, сомнение; бег, бегать; резать, ре..ьба1; делать, дело; пахать, пахота; работать, работа; косить, ко..ьба1; хо..ьба, ходить; труд, трудиться; дремать, дремота; ненависть, ненавидеть; заниматься, занятие. 480. Спишите текст К. Паустовского, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите род и склонение имён существительных. Склонение каких существительных вы не можете определить? Составьте схему последнего предложения. Мы часто путаем два понятия — закат со(?)нца и вечернюю зарю. Вечерн..я заря начинает(?)ся когда со(?)нце уже зайдёт за край земли.5 Тогда она овл..девает меркнущим небом разл..вает по нему множество чистых красок — от червонного золота до б..рюзы — и переходит в поз(?)ние2 сумерки и в ночь. Кричат в кустах коростели б(?)ют перепела гудит выпь горят первые звёзды а заря ещё долго дотл..вает над далями и туманами.5 481. Рассмотрите картину Г Нисского «Февраль. Подмосковье» (см. репродукцию в конце учебника). Назовите существительные, которые потребовались бы вам для её описания. Запишите 4-5 распространённых предложений по этой картине.
|
|
|