|
|
|
Фонетика. Графика
§ 10. Основная мысль текста1. Сравните два текста. Какова тема каждого текста? Как авторы относятся к изображаемому? Одинаково ли оценивают они воробья?
1) Удивительная птица этот воробей, и везде он одинаков — на севере Норвегии и на Азорских островах: юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал. Проведёт он всю зиму, нахохлившись, под застрехой или в глубине густой ели, питаясь тем, что найдёт на дороге, а чуть весна — лезет в чужое гнездо, что поближе к дому, — в скворечье или ласточкино. А выгонят его, он как ни в чём не бывало... Ерошится, прыгает, блестит глазёнками и кричит на всю вселенную: «Жив, жив, жив!» Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира! (А. Куприн) 2) Попал в песню, да ещё вором. Так и народ смотрит на беднягу, как на завзятого вора. Но вор ли действительно воробей — вот вопрос! Как хотите, но я с этим не согласен. Воробей — честный работник; он исправно трудится на своего хозяина; он приносит ему много пользы; и за это-то его гонят везде, бранят вором и не любят! Виноват ли он, что его труды не хотят ценить и что его вынуждают воровать? Да он и не ворует, а берёт только своё. Если не верите, узнайте поближе жизнь воробья. (М. Богданов) 2. Сформулируйте и запишите основную мысль первого и второго текста. 44. Прочитайте тексты. Определите тему (о ч ё м говорится?) и основную мысль (что говорится?) каждого текста. Найдите предложения, в которых сформулирована основная мысль. Понаблюдайте, как проводит автор основную мысль в тексте с помощью соответствующего отбора материала. 1) Я, признаюсь, не слишком люблю это дерево — осину — с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев) 2) Мне нравится нежно-зелёная, яркая окраска стволов осины, отличная от красно-бурых сосен, от белых берёз, от чёрной коры дубов, лип и вязов. Я не хочу сказать, что краснолесье хуже, но красив и осиновый лес, как бы освещённый бледно-зелёным светом. Многим не нравится, но мне нравится и вечное беспокойное даже в полное безветрие лопотание осины. Это ведь не скрежет, не грохот, не урчание моторов, не скрип тормозов, не железо по железу и не стекло по стеклу. Это — очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое-то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря. С первым дыханием осени до неузнаваемости преображается матово-зелёная, сероватая листва осин. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь всё горит и светится. (В. Солоухин) 45. Вы знаете, что в названии текста часто отражается его тема. Но в заголовке может выражаться и основная мысль текста. Озаглавьте тексты из упр. 44 так, чтобы в них была отражена основная мысль.
|
|
|