Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Строение текста

§ 102. Соединение типов речи в тексте

Возьмите на заметку!

В тексте соединяются разные типы речи. Соединение типов речи должно быть оправданным: определяться замыслом автора, основной мыслью высказывания.

783 Сравните темы сочинений. Какие типы речи могут быть использованы в сочинениях на данные темы? Какая тема предполагает соединение типов речи? Обоснуйте своё решение.

    1) Как я учился(лась) плавать.

    2) Как я однажды сделал модель самолёта. (Как я однажды сшила кукле платье.)

784. Учимся редактировать текст

Подумайте, что должно быть основным содержанием сочинения на тему «Спор вещей». Надо ли в сочинение на эту тему вводить такой тип речи, как описание предмета? Почему?

Перед вами три сочинения. В каком из них признаки вещей переданы правильнее? Почему?

    1) Однажды, выйдя из подъезда своего дома, я услышал спор вещей, только что сгруженных с машины.

    Начал спор большой красный с полированными спинками диван.

    «Я первый въеду в новую квартиру: без меня людям не прожить», — сказал он.

    Тут вступил в спор старинный книжный шкаф с резными дверцами.

    «Нет, — воскликнул он, — я должен въехать первым. Я самая нужная вещь. На мои полки люди кладут книги».

    2) Вещи стояли около подъезда и спорили. Диван был мягкий и красивый. Он был обит ярко-красным плюшем. Секретер небольшой, современный. Он тёмно-коричневый, полированный.

    Секретер говорил: «Я первым должен вселиться в новую квартиру».

    Диван сказал: «Я важней, я первый въеду в новый дом».

    3) Однажды ночью я проснулась от страшного шума. Прислушавшись, стала различать голоса.

    «Я всех важней!» — кричала шуба. Шуба была чёрная, овчинная. Воротник у неё был мягкий, пушистый.

    «Нет, я! Тебя же, шуба, надевают в холодную погоду, в жару ты не нужна!» — возражала лёгкая летняя блузка с каймой на воротнике.

    «Нет, я! — вмешалось в спор новое коричневое демисезонное пальто с красными пуговицами. — Тебя, шуба, надевают зимой. Тебя, блузка, летом. А меня носят и осенью, и весной».

785. Учимся редактировать текст

1. Прочитайте тексты. Определите тип и стиль речи. Какие типы речи соединяются в текстах? Оправданно ли соединение этих типов речи? Уместно ли в высказывание художественного стиля вводить автора, его мысли и чувства?

    1) Ну и собака! Ну и чудо! Лапки у таксы коротенькие, туловище длинное — будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит.

      (В. Чаплина)

    2) Ёж со всего раската шлёпнулся в воду. Бедный ёж!..

    Он долго плавал вдоль противоположного берега и искал, где можно выйти. Выйти было нелегко. Берег заплетён, как корзина, прутьями, чтобы не осыпалась земля. А где не было плетня, по воде стлались кусты чёрной смородины. Ёж пробовал вылезти по ним, но падал с них в воду.

    Наконец, нашлась лазейка, и ёж выбрался на сушу, в заросли крапивы. Слышно было, как он отряхивался. Скоро он исчез.

      (В. Боков)

2. Объясните написание корней в словах чёрная (смородина), заросли. Запишите по три слова на соответствующие правила.

786 Прочитайте тексты. В каком из них соединяются разные типы речи, какие? Оправданно ли это? Докажите.

    1) С причала молнией метнулась в воду большая чёрная собака. Она быстро подплыла к утопающему, схватила его за одежду и «отбуксировала» на берег.

    2) С причала молнией метнулась в воду собака. Она была большая. Шерсть у неё была чёрная. Собака быстро подплыла к утопающему, схватила его за одежду и «отбуксировала» на берег.

Если предмет привлекает внимание автора и он считает нужным показать его читателю, как бы дать рассмотреть этот предмет, — следует создавать тип речи описание. Если же главное — это сообщение о действиях предмета, то его признаки должны быть показаны попутно, сообщены как член предложения — определение.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru