|
|
|
Строение текста
§ 102. Соединение типов речи в тексте
783 Сравните темы сочинений. Какие типы речи могут быть использованы в сочинениях на данные темы? Какая тема предполагает соединение типов речи? Обоснуйте своё решение. 1) Как я учился(лась) плавать. 2) Как я однажды сделал модель самолёта. (Как я однажды сшила кукле платье.) 784. Учимся редактировать текст Подумайте, что должно быть основным содержанием сочинения на тему «Спор вещей». Надо ли в сочинение на эту тему вводить такой тип речи, как описание предмета? Почему? Перед вами три сочинения. В каком из них признаки вещей переданы правильнее? Почему? 1) Однажды, выйдя из подъезда своего дома, я услышал спор вещей, только что сгруженных с машины. Начал спор большой красный с полированными спинками диван. «Я первый въеду в новую квартиру: без меня людям не прожить», — сказал он. Тут вступил в спор старинный книжный шкаф с резными дверцами. «Нет, — воскликнул он, — я должен въехать первым. Я самая нужная вещь. На мои полки люди кладут книги». 2) Вещи стояли около подъезда и спорили. Диван был мягкий и красивый. Он был обит ярко-красным плюшем. Секретер небольшой, современный. Он тёмно-коричневый, полированный. Секретер говорил: «Я первым должен вселиться в новую квартиру». Диван сказал: «Я важней, я первый въеду в новый дом». 3) Однажды ночью я проснулась от страшного шума. Прислушавшись, стала различать голоса. «Я всех важней!» — кричала шуба. Шуба была чёрная, овчинная. Воротник у неё был мягкий, пушистый. «Нет, я! Тебя же, шуба, надевают в холодную погоду, в жару ты не нужна!» — возражала лёгкая летняя блузка с каймой на воротнике. «Нет, я! — вмешалось в спор новое коричневое демисезонное пальто с красными пуговицами. — Тебя, шуба, надевают зимой. Тебя, блузка, летом. А меня носят и осенью, и весной». 785. Учимся редактировать текст 1. Прочитайте тексты. Определите тип и стиль речи. Какие типы речи соединяются в текстах? Оправданно ли соединение этих типов речи? Уместно ли в высказывание художественного стиля вводить автора, его мысли и чувства? 1) Ну и собака! Ну и чудо! Лапки у таксы коротенькие, туловище длинное — будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит. (В. Чаплина) 2) Ёж со всего раската шлёпнулся в воду. Бедный ёж!.. Он долго плавал вдоль противоположного берега и искал, где можно выйти. Выйти было нелегко. Берег заплетён, как корзина, прутьями, чтобы не осыпалась земля. А где не было плетня, по воде стлались кусты чёрной смородины. Ёж пробовал вылезти по ним, но падал с них в воду. Наконец, нашлась лазейка, и ёж выбрался на сушу, в заросли крапивы. Слышно было, как он отряхивался. Скоро он исчез. (В. Боков) 2. Объясните написание корней в словах чёрная (смородина), заросли. Запишите по три слова на соответствующие правила. 786 Прочитайте тексты. В каком из них соединяются разные типы речи, какие? Оправданно ли это? Докажите. 1) С причала молнией метнулась в воду большая чёрная собака. Она быстро подплыла к утопающему, схватила его за одежду и «отбуксировала» на берег. 2) С причала молнией метнулась в воду собака. Она была большая. Шерсть у неё была чёрная. Собака быстро подплыла к утопающему, схватила его за одежду и «отбуксировала» на берег.
|
|
|