|
|
|
Фонетика. Орфоэпия
§ 27. Что изучает фонетика176. Учимся читать и понимать лингвистический текст 1. Прочитайте про себя, а затем вслух. 1) Устная речь — это речь произносимая и слышимая, а письменная — это речь записанная и читаемая. 2) Устная речь намного старше речи письменной. Более того, письменная речь возникла сравнительно недавно — на базе устной речи, поэтому для звуков подобраны соответствующие условные знаки — буквы, а не наоборот. 3) Устная речь состоит из звуков, которые сами по себе ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают предметы, явления, действия (сравните: [л], [с], [т], [о] и [стол]). 4) У письменной речи до недавнего времени было одно преимущество: она закреплялась на бумаге и могла передаваться из поколения в поколение. В XX веке устную речь стали записывать на грампластинку, на магнитофонную ленту, диск, диктофон. Сейчас для этого используется компьютер, мобильный телефон. 2. Расскажите, чем отличается устная речь от письменной. Какая речь старше? Какими средствами передаётся устная речь, а какими — письменная? 3. Спишите первый и четвёртый абзацы. Учимся читать и понимать лингвистический текст
1. Выразительно прочитайте текст.
2. О чём говорится в каждом абзаце? Перескажите. 3. Приведите примеры слов с корнем -фон-. Запишите эти слова. 4. Пользуясь схемой речевого аппарата, расскажите об образовании звуков речи.
Учимся говорить на лингвистическую тему Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ. Ответы запишите и прочитайте вслух. 1) Что представляет собой устная речь? 2) В каком разделе языкознания изучаются звуки речи? 3) Какую роль играет звук в слове? Приведите примеры.
179 Кто больше? Заменяя каждый раз один звук, образуйте новые слова от данного: [ком] — ...
180 1. Понятно ли, о чём идёт речь, если слышишь слова, лу[к], об[и]жа́ть, м[к]чи́, ро[т]? Почему? 2. С данными словами составьте словосочетания таким образом, чтобы разница в написании и значении этих слов проявлялась отчётливо. Запишите эти словосочетания.
|
|
|