Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Фонетика. Орфоэпия

§ 28. Звуки гласные и согласные

Понаблюдайте

Произнесите гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Открыт или закрыт рот в момент их звучания? Объясните, почему гласные звуки иногда называют «ртораскрывателями».

Произнесите согласные [в], [с], [р’], [д’]. Как вы думаете, почему согласные иногда называют «ртосмыкателями»?

181. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Прочитайте и перескажите. Есть ли в тексте новая для вас информация?

Все звуки речи разделяются на две группы: звуки гласные и согласные.

Гласные звуки состоят из голоса. Воздух колеблет голосовые связки и свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий.

Гласные бывают ударные и безударные. Под ударением различаются все шесть гласных звуков: [а́], [о́], [у́], [и́], [ы́], [э́].

В безударном положении различаются не все гласные. Например, вместо [о] произносится слабый звук [а]: в[о́]ды — в[а]да́. На письме же пишется буква, обозначающая ударный звук: во́ды — вода́.

Согласные звуки состоят из голоса и шума (они называются звонкими) или только из шума, который возникает в ротовой полости, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути (они называются глухими).

Гласные более громкие звуки, нежели согласные.

182 Перечитайте вслух текст упр. 181. К каждому абзацу подберите подходящие примеры.

183 Докажите, что любой гласный громче любого согласного. Для этого прокричите звуки [и] — [ж], [а] — [с]. Какой из этих четырёх звуков самый тихий? А какие два — самые громкие?

Вспомните!

Мягкость согласного обозначается так: [’], например: [с’], [в’].

184 Проверьте правильность утверждения о том, что глухие согласные состоят только из шума, а звонкие — из голоса и шума. Для этого приложите ладонь к горлу и произнесите согласные попарно: [с] — [з], [т] — [д].

Сделайте вывод: если есть дрожание (вибрация) гортани, то согласный называется ..., если дрожания нет, то согласный называется ... . Приведите три-четыре пары согласных, различающихся звонкостью-глухостью. Докажите.

185 Определите, какой звук произносится на месте пропуска. А какую букву надо писать?

Образец записи: [а]ре́хи — орехи.

    Б[ ]льшой, т[ ]жёлый, брош[ ́]ра, см[ ]ка́лка, обм[ ]ну́ть, гр[ ]жда́нский, уд[ ]вля́ться, созн[ ]ва́ть.

186 Прочитайте. Что обозначено в квадратных скобках: звуки или буквы? гласные или согласные? ударные или безударные?

К каждому слову подберите однокоренное с ударным гласным.

Образец записи:

    В[а]дяной, вд[а]ли, поз[а]лота, б[а]роться, к[а]лючий, ст[а]рушка, р[а]дной, зат[а]пить, отд[а]лённый, разд[а]ваться, с[а]довый, разг[а]дать, уг[а]дить.

187. Учимся говорить на лингвистическую тему

Рассмотрите схему «Согласные звуки», расположенную на фо́рзаце, и, используя данную в ней информацию, ответьте на вопросы таким образом, чтобы получился связный текст.

    1. Сколько пар согласных по твёрдости-мягкости представлено в схеме? Назовите эти пары.

    2. Какие согласные звуки в русском языке непарные твёрдые, а какие — непарные мягкие? Назовите слова с этими звуками и послушайте, как они звучат.

    3. Сколько пар согласных по глухости-звонкости? Назовите их.

    4. Какие согласные непарные звонкие, а какие — непарные глухие? Назовите слова с непарными глухими и звонкими согласными.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru