|
|
|
Фонетика. Орфоэпия
§ 29. Слог, ударение
197 Прочитайте вслух слова с правильным ударением. Какие звуки произносятся на месте выделенных букв? Алфави́т, арбу́за, диало́г, ди́кторов, по́нял, создала́, сильна́, зна́чимого. 198 Подберите из любого словаря слова, соответствующие данным схемам: сг; ссгс; сгс; сгсс; сгсг; сгсгсг (здесь: г — гласный звук, с — согласный звук). 199 1. Прочитайте каждое слово с ударением на первом, а затем на втором слоге. Что у вас получится? Какую роль может играть русское ударение? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, козы, реки, доски, волны. 2.Составьте и запишите словосочетания или предложения с каждой парой слов, имеющих разное ударение. 200 Подберите по десять слов, иллюстрирующих разноместность и подвижность русского ударения. Запишите эти слова, расставьте ударение, укажите, на какой слог оно падает. 201 В орфоэпическом словарике учебника, поясняющем произношение слов, найдите слова диалог, значимый, клала, положить, щавель. Обозначьте ударение и произнесите эти слова правильно вслух. Запишите словосочетания с этими словами. 202 С помощью орфоэпического словарика определите место ударения в словах. Произнесите их правильно. Кухонный, красивее, завидно, торты, принять, краны, начать, баловать, звонит, включит, повторит. 203. Учимся читать и понимать лингвистический текст Прочитайте и перескажите, приводя свои примеры.
204 Найдите в каждой пословице слова, несущие основную смысловую нагрузку. В устной речи такие слова выделяйте голосом, а в письменной особым знаком — …. 1) С кем по грибки, с тем и по ягодки. 2) Весна красна́ цветами, а осень — снопами. 3) Гречневая каша — матушка наша, а хле́бец ржаной — отец наш родной. 4) Где был, там нет, а где шёл — тут след. 205 1. Укажите, в каких случаях выделенные слова несут на себе логическое ударение, а в каких — нет. Прочитайте про себя, затем вслух, соблюдая логическое ударение. По орфоэпическому словарику проверьте, правильно ли вы произносите слово что. 1) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. 2) Нежданов просто не знал, что отвечать... 3) Всё тот же я, как был и прежде. 4) Расскажите мне, как найти эту потаённую лестницу. (А. Пушкин) 2. Сравните звуковой и буквенный состав последнего слова в четвёртом предложении. Сделайте вывод.
|
|
|