Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Фонетика. Орфоэпия

§ 31. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (продолжение)

220 Произнесите без ошибок примеры из текста рубрики «Возьмите на заметку!». Какие из них имеют помету доп.? Что она означает?

221 Прочитайте слова вслух, проверяя себя по орфоэпическому словарику учебника. Составьте с ними словосочетания.

    Антенна, ателье, депо, интервью, кафе, купе, лотерея, модель, сессия, темп, шоссе, майонез, прогресс, шинель, бутерброд, бассейн, крем, компьютер, дефис, тире.

Возьмите на заметку!

Рифма и ритм стихотворной речи нередко помогают произнести то или иное слово правильно.

222 Прочитайте стихи выразительно, обратив внимание на произношение выделенных слов. А правильно ли вы произносите эти слова?

    1) Отогрелись мы еле-еле.
    Вдруг приказ: «Выступать вперёд!»
    Снова рядом в сырой шипели
    Светлокосый солдат идёт.

                       (Ю. Друнина)

    2) Я номер назвал и ошибся звонком —
    Голос женский совсем незнаком.
    И вдруг я слышу: «Куда вы зво́ните?» —
    Ах, девушка, извините —
    Не зво́ните, а зво́ните!

                       (Л. Ошанин)

Возьмите на заметку!

В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн под влиянием письменной речи произносится звуковое сочетание [ч’н]: cepдé[ч'н]o, кирпи́[ч’н]ый и т. д. Лишь в немногих словах звучит [шн]: пустя́[ит]ый, яи́[шн’]цца, ску́[шн]о, коне́;[шн]о, наро́[шн]о.

Союзы что, чтобы произносятся так: [шт]о, [шт]о́бы.

Слово дождь произносится и до[щ’] и до[шт’]и, до[ж’̅ ]и́ и до[жд’]и́.

223 Произнесите данные слова правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами.

    [шт]о, [шт]о́бы, коне́[шн]о, наро́[шн]о, ску́[шн]о, яи́[шн’]ица, пустя́[шн]ый, серде́[ч’н]о, кирпи́[ч’н]ый, копе́е[ч’н]ый и копе́е[шн]ый, дво́е[ч’н’]ик и дво́е[шн’]ик.

224 Прочитайте отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», обратив внимание на произношение выделенных слов. Что подскажет вам правильное произношение последнего слова?

    «Не спится, няня: здесь так душно!
    Открой окно да сядь ко мне».
    Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно...»

225 Найдите в орфоэпическом словарике учебника не менее пяти слов с буквенными сочетаниями чн, чт. Выпишите слова с произносительными пометами. Произнесите правильно, без ошибок.

226 Из § 27—31 выпишите несколько слов с произносительными пометами. Каждое слово включйте в состав предложения. Прочитайте, соблюдая правильное произношение и ударение.

227 Кто правильнее и быстрее? Проведите соревнование, выявив победителей: кто правильно, полно, с необходимыми пояснениями умеет читать словарные статьи орфоэпического словарика учебника.

228. Учимся читать и понимать лингвистический текст

Познакомьтесь с планом и образцом орфоэпического разбора слова. Объясните, какие слова требуют этого вида разбора.

Oбратите внимание!

Орфоэпический разбор необходим тогда, когда слово допускает вариативность в произношении и ударении:

    1) правильный и неправильный,

    2) правильный и допустимый варианты.

При проведении орфоэпического разбора нужно обязательно обращаться к орфоэпическому словарю.

ПЛАН ОРФОЭПИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА

1. Прочитать слово про себя. Подумать и решить, возможны ли варианты произношения и (или) ударения.

2. Посмотреть в орфоэпическом словаре, как правильно произносится слово. Если есть варианты, то какой из них правильный или оба варианта правильные?

3. Произнести слово правильно. Если проводится письменный разбор, то записать слово с пояснениями (пометами) произношения и ударения.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru