|
|
|
Фонетика. Орфоэпия
§ 31. Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (окончание)
Какие слова нуждаются в орфоэпическом разборе, а какие — только в фонетическом? Сделайте фонетический и орфоэпический разбор слова лёгкий. Сталь, стол, пасть, кот, книга, случай, скучно, лёгкий. 230 Откройте орфоэпический словарик учебника. Найдите слова, которые вы произносите неправильно. Прочитайте их верно. Учимся говорить на лингвистическую тему Подготовьтесь к рассказу по одной из двух тем. 1) Для чего нужно изучать фонетику и орфоэпию? 2) Почему нельзя смешивать устную и письменную речь, буквы и звуки? При подготовке пользуйтесь материалами изученных параграфов по фонетике и орфоэпии. Запишите свой рассказ на диктофон. Включите запись на уроке, совместно исправьте орфоэпические и другие ошибки. 232 Понаблюдайте, как произносят ведущие новостных программ радио и телевидения слова, в которых нередко допускаются ошибки. Свои наблюдения проверьте по орфоэпическому словарю и запишите в таблицу.
233 1. Рассмотрите картину И. И. Шишкина «Корабельная роща» (см. цветную вклейку, с. 1). Затем прочитайте данный текст. Как вы понимаете выражение корабельная роща? Спишите текст без ошибок. Попробуйте описать картину устно. На картине «Корабельная роща» известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина мы видим жаркую солнечную опушку могучего соснового бора. В безмолвной тишине гордо застыли величавые стройные сосны. Высоко вскинули они в бездонное синее небо свои изумрудные пышные вершины. Прозрачный ручеёк лениво продолжает медленное движение, прячется за деревьями, точно зовёт нас за собой в эту просторную таинственную лесную даль. Картина полна тепла, радостного света. Красноватые стволы сосен, медного оттенка кроны, чистый песок на берегах ручья словно замерли под лучами ласкового летнего солнца. В картине чувствуется огромная любовь художника к Родине, глубокое понимание красоты её природы. (По Э. Голубевой, А. Крестинскому, Э. Кузнецовой) 2. Выпишите из текста два-три слова для устного фонетического и орфоэпического разбора. Слова запишите в фонетической транскрипции. 3. Найдите два слова с непроизносимыми согласными в корне, подчеркните соответствующие буквы. Обозначьте корни в трёх словах с проверяемыми безударными гласными и в трёх словах с непроверяемыми безударными гласными.
|
|
|