Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 47. Разговорная и книжная речь

368. Учимся определять стиль по речевой ситуации.

1. Прочитайте тексты и укажите, в каких ситуациях могут быть использованы эти высказывания.

    Разговорная речь

    I

    Женя помолчала и опять спросила:

    — Оля, а кто такой Тимур?

    — ...Это один царь такой, — намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, — злой, хромой, из средней истории.

      (А. Гайдар)

    Книжная речь

    II

    Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.

      (Энциклопедический словарь)

2. Сравните содержание текстов. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните повесть А. Гайдара. С какой целью Женя заводит с сестрой разговор о Тимуре? Ей действительно нужны сведения об этой исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком?)

3. Сравните тексты ещё раз. Найдите в первом тексте слова и обороты непринуждённые (разговорные), а во втором — официальные (книжные).

4. В каком тексте использованы диалогическая речь? обращение? вопросительные предложения? Как вы думаете, почему?

Речь делится на разговорную и книжную.

Разговорная речь используется в непринуждённых беседах знакомых людей обычно в домашней, неофициальной обстановке (1 — 1, н/о).

Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1 — много, о/о).

369 Спишите тексты. Около каждого кратко обозначьте речевую ситуацию и укажите, разговорная это речь или книжная.

    1) Футболист ударил по мячу. Ударил — значит его нога ок..зала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча ув..личилась.

    2) Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно б..ёт с ходу. Мяч со свистом л..тит в ворота.

370 Прочитайте текст. Определите стиль речи. Найдите слова и выражения, характерные для этого стиля. Спишите текст.

    — А какая Италия?

    — Италия, сынок, х..рошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут, сладкие да вкусные. Все там ч..рные от солнца ходят, а з..мы вовсе нет.

      (Ю. Казаков)

371 Представьте себе, что в воскресенье ваш класс идёт в картинную галерею. Вам нужно: а) объявить об экскурсии ученикам класса; б) сказать о ней своим родителям. Составьте и запишите два текста. В каком из них вы воспользуетесь разговорной речью, а в каком — книжной?

372 Удачны ли высказывания ребят, приведённые в книге Но́ры Галь «Слово живое и мёртвое»? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим.

    Бегут двое мальчишек лет по десяти — двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».

Решенния >>>

 

 

???????@Mail.ru