|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 47. Разговорная и книжная речь368. Учимся определять стиль по речевой ситуации. 1. Прочитайте тексты и укажите, в каких ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Разговорная речь I Женя помолчала и опять спросила: — Оля, а кто такой Тимур? — ...Это один царь такой, — намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, — злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар)
II Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь) 2. Сравните содержание текстов. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните повесть А. Гайдара. С какой целью Женя заводит с сестрой разговор о Тимуре? Ей действительно нужны сведения об этой исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком?) 3. Сравните тексты ещё раз. Найдите в первом тексте слова и обороты непринуждённые (разговорные), а во втором — официальные (книжные). 4. В каком тексте использованы диалогическая речь? обращение? вопросительные предложения? Как вы думаете, почему?
369 Спишите тексты. Около каждого кратко обозначьте речевую ситуацию и укажите, разговорная это речь или книжная. 1) Футболист ударил по мячу. Ударил — значит его нога ок..зала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча ув..личилась. 2) Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно б..ёт с ходу. Мяч со свистом л..тит в ворота. 370 Прочитайте текст. Определите стиль речи. Найдите слова и выражения, характерные для этого стиля. Спишите текст. — А какая Италия? — Италия, сынок, х..рошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут, сладкие да вкусные. Все там ч..рные от солнца ходят, а з..мы вовсе нет. (Ю. Казаков) 371 Представьте себе, что в воскресенье ваш класс идёт в картинную галерею. Вам нужно: а) объявить об экскурсии ученикам класса; б) сказать о ней своим родителям. Составьте и запишите два текста. В каком из них вы воспользуетесь разговорной речью, а в каком — книжной? 372 Удачны ли высказывания ребят, приведённые в книге Но́ры Галь «Слово живое и мёртвое»? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим. Бегут двое мальчишек лет по десяти — двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».
|
|
|