|
|
|
Лексика. Словообразование. Правописание
§ 48. Художественная и научно-деловая речь373 1. Прочитайте тексты, определите, какая это речь — разговорная или книжная. 1) Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем. (Энциклопедический словарь) 2) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А. Чехов) 2. Чем различаются эти два вида книжной речи? Какой из текстов уместен в учебнике географии или в справочной литературе, какой — в художественном произведении? Одинаковые или разные задачи решают авторы текстов? Какие именно? 3. Спишите художественный текст. Обозначьте корни в словах с орфограммой. Слова с проверяемой безударной гласной подчеркните.
374 Представьте себе речевые ситуации, соответствующие данным схемам. Опишите эти ситуации (например, PC: в школе на уроке учитель объясняет новый материал). Какой речью следует воспользоваться в каждой из них — разговорной или книжной, художественной или научно-деловой?
375 1. Прочитайте текст. Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было сильно развито воображение — черта обязательная, важная для писателя, — и оно уносило его в сторону от текста задачи. «Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и чёрного сукна...» — прочёл Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника. Он был в длинном пыльном сюртуке, с жёлтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была тёмная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна: купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту. 2. Что мешало мальчику решать задачу? Нужны ли в деловом описании детали и подробности? 3. Можете вы представить себе купца по тексту задачи? а по художественному описанию? Что помогло вам «увидеть» этого человека? 376 1. Прочитайте текст. Спишите второй абзац. Виктор Владимирович ВИНОГРАДОВ (1895—1969) — выдающийся русский учёный-филолог. Он окончил Петербургский университет и Петроградский археологический институт.
Научные интересы Виктора Владимировича были всегда необычайно широки. Он занимался исследованием русской грамматики, разработал стилистику русского языка. Написал замечательную книгу «Русский язык. Грамматическое учение о слове», которая до сих пор остаётся настольной книгой лингвистов и преподавателей русского языка. С большим увлечением В. В. Виноградов изучал строение художественных произведений, язык и стиль русских писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Он создал новое направление в лингвистике — науку о языке художественной литературы. 2. Ответьте на вопросы: 1) «Университет» и «институт» — что общего у этих понятий и чем они различаются? 2) Что раньше окончил В. В. Виноградов — университет или институт? Какие свидетельства этого имеются в тексте? 3) Как вы понимаете выражение настольная книга лингвистов? 4) Какое новое научное направление в лингвистике создал В. В. Виноградов?
|
|
|