Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Лексика. Словообразование. Правописание

§ 48. Художественная и научно-деловая речь

373 1. Прочитайте тексты, определите, какая это речь — разговорная или книжная.

    1) Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.

      (Энциклопедический словарь)

    2) Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.

      (А. Чехов)

2. Чем различаются эти два вида книжной речи? Какой из текстов уместен в учебнике географии или в справочной литературе, какой — в художественном произведении? Одинаковые или разные задачи решают авторы текстов? Какие именно?

3. Спишите художественный текст. Обозначьте корни в словах с орфограммой. Слова с проверяемой безударной гласной подчеркните.

Книжная речь бывает художественная и научноделовая. Это зависит от того, какую задачу решает автор. Научно-деловую речь используют в том случае, если нужно сообщить информацию, объяснить что-либо (задача речи — сообщение); художественную — если нужно нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства (задача речи — воздействие).

Первое разделение зависит от условий общения (где? с кем?), второе — от задач речи (с какой целью?).

374 Представьте себе речевые ситуации, соответствующие данным схемам. Опишите эти ситуации (например, PC: в школе на уроке учитель объясняет новый материал). Какой речью следует воспользоваться в каждой из них — разговорной или книжной, художественной или научно-деловой?

375 1. Прочитайте текст.

    Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было сильно развито воображение — черта обязательная, важная для писателя, — и оно уносило его в сторону от текста задачи.

    «Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и чёрного сукна...» — прочёл Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.

    Он был в длинном пыльном сюртуке, с жёлтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была тёмная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна: купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

2. Что мешало мальчику решать задачу? Нужны ли в деловом описании детали и подробности?

3. Можете вы представить себе купца по тексту задачи? а по художественному описанию? Что помогло вам «увидеть» этого человека?

376 1. Прочитайте текст. Спишите второй абзац.

    Виктор Владимирович ВИНОГРАДОВ (1895—1969) — выдающийся русский учёный-филолог. Он окончил Петербургский университет и Петроградский археологический институт.

    Научные интересы Виктора Владимировича были всегда необычайно широки. Он занимался исследованием русской грамматики, разработал стилистику русского языка. Написал замечательную книгу «Русский язык.

    Грамматическое учение о слове», которая до сих пор остаётся настольной книгой лингвистов и преподавателей русского языка.

    С большим увлечением В. В. Виноградов изучал строение художественных произведений, язык и стиль русских писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Он создал новое направление в лингвистике — науку о языке художественной литературы.

2. Ответьте на вопросы: 1) «Университет» и «институт» — что общего у этих понятий и чем они различаются? 2) Что раньше окончил В. В. Виноградов — университет или институт? Какие свидетельства этого имеются в тексте? 3) Как вы понимаете выражение настольная книга лингвистов? 4) Какое новое научное направление в лингвистике создал В. В. Виноградов?

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru