|
|
|
Синтаксис и пунктуация
§ 51. Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания (окончание)414 1 Прочитайте сначала про себя, а затем выразительно вслух стихотворение В. Солоухина. Определите его основную мысль. — Здравствуйте!
2. Какие вопросительные слова использованы в предложениях? 3. Назовите звуки, которые обозначают выделенные буквы. Произнесите слова правильно.
415 Выразительно прочитайте предложения. Определите, от чего будет зависеть, на каком слове вы поставите логическое ударение. Ответьте на вопросы. 1) Даша записалась в кружок рисования? 2) По радио сообщили прогноз погоды на завтра? 3) Пятиклассники в воскресенье поедут на экскурсию? 4) Валерии понравилась эта книга? 5) Вы нашли в учебнике ответ на этот вопрос? 6) Он изучает английский язык?
416 1. Определите, какие значения побуждения выражаются в предложениях: приказание, просьба, совет, призыв. Прочитайте предложения вслух, обращая внимание на зависимость их интонации от вида побуждения. 1)Спой, пожалуйста, нам песню. 2) Берегите Землю! 3) Отдох- ни-ка у лесной опушки. 4) Позови сестрёнку домой! 5) Начни рассказывать с этого места. 6) Пожалуйста, подумай об этом серьёзно! 7) Выучите наизусть стихотворение об осени. 8) Немедленно слезь с дерева! 9) Печка, печка, спрячь меня! 2. Выпишите три словосочетания с глаголом в роли главного слова.
417 Произнесите предложения так, чтобы вначале звучала просьба, затем совет, приказ. Каким способом достигается изменение смысла предложений? 1) Подумай хорошенько об этом! 2) Затопи печку! 3) Подмети-ка пол, Маша. 4) Не уходи от ответа на вопрос. 5) Составьте подробный план ответа. 418 1. Укажите, какие предложения: а) сообщают о чём-либо; б) содержат вопрос; в) выражают просьбу, совет. Читайте предложения выразительно. 1) Небо мелкий дождик сеет на зацветшую сирень. 2) Лёгкий шелест слышишь справа от стола? 3) Уже кленовые листы на пруд слетают лебединый. 4) Кто ему дом наш старый укажет? 5) Сюда ко мне поближе сядь, гляди весёлыми глазами. 6) Принеси же мне горсточку чистой, нашей невской студёной воды. (А. Ахматова) 2. Выпишите глаголы, образованные приставочным способом. Слова записывайте в начальной форме. 419 Спишите предложения и определите их вид по цели высказывания. 1) Не кричи так жалобно, кукушка. 2) Вдоль по улице по узкой чистый мчится ветерок. 3) Звени, звени легонечко, мой колокол, трезвонь. 4) Шагай, шагай тихонечко, мой добрый старый конь. 5) Летят журавли высоко под куполом светлых небес. 6) Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели? 7) Куда от бури, от непогоды себя я спрячу? (Н. Рубцов) 420 Заполните таблицу своими примерами.
|
|
|