|
|
|
Типы речи
§ 68. Описание, повествование, рассуждение (окончание)556 1. Определите, повествованием или описанием является каждый из текстов. Чтобы не ошибиться, воспользуйтесь приёмом «фотографирования». 1) Что в комнате творилось! На полу под ёлкой валялись игрушки: звёзды, шары, половина из них побита. Вокруг ёлки носился Джек и наверх поглядывал. А по веткам прыгала белка. 2) В конце сада из-под кучи дров вдруг вышмыгнул маленький, белый, необыкновенно чистый крольчонок. Он осторожно огляделся. Потом вскинул и оставил торчмя уши, которые были ему явно не по росту. Он слушал долго, потом медленно и мягко опустил уши, и они мостиком повисли над его спиной от затылка до самого хвостика. (Р. Достян) 2. Глаголы какого вида используются: а) в описании; б) в повествовании? 3. Составьте схему последнего предложения. 557 Ученикам 5 класса предложили дать описание клубники. Перед вами два сочинения. Кто из авторов, по вашему мнению, правильно понял и выполнил задание, а кто с заданием не справился? Почему? 1) В нашем саду расцвела клубника. Вскоре белые лепестки опали и появились зелёные ягоды. С каждым днём они становились всё крупнее и крупнее. Наконец клубника покраснела. Мы собрали спелые ягоды. 2) Какая клубника красивая и разная! Вот одна ягодка. У неё дольки, как у мандарина. Только дольки эти выпуклые, а сама ягода не круглая, а вытянутая. А другая клубничка словно маленькое красное яблочко. У каждой ягодки зелёный воротничок. Очень красиво! 558 1. Сравните тексты: к какому типу и стилю речи они относятся? Докажите. Что в этих текстах общего, что различного? Как различие замыслов авторов сказалось на выборе ими языковых средств? 1) Шляпка у чёрного груздя плоская, вдавленная посредине, с завёрнутыми краями. Окраска шляпки оливково-чёрная или оливково-бурая. Ножка короткая, толстая. Мякоть белая, плотная. (По В. Федяеву) 2) А как хороши были белянки и чернушки, и те и другие на низеньких ножках! Шляпки широкие, как чайные блюдца, и во многих из них в самой серёдочке сверкала дождевая вода. Белянки и чернушки были очень похожи друг на друга, только белянки — беленькие, а чернушки — тёмно-бурые, иногда почти чёрные. (По Г. Скребицкому) 2. Из второго текста выпишите слова с орфограммами в корнях и распределите по группам. 559 Расскажите (или напишите), как вы изучали тему «Типы речи». Каким типом речи вы воспользуетесь? Почему? 560 1. Сравните темы сочинений. Что их объединяет и чем они различаются?
2) Как Барсик однажды рыбу ловил. II. 1) Как мы однажды лепили снежную бабу. 2) Как мы однажды собирали грибы. 2. Напишите сочинение-повествование на одну из этих тем. 561Найдите среди высказываний, приведенных в упр. 553, рассуждения. Почему вы так считаете? 562 Ученикам предложили определить тип речи и обосновать свой выбор. Оцените два ответа учащихся. Какой тип речи они использовали для построения собственных высказываний? В каком ответе приведено неверное доказательство? Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химического волокна плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки. (Г. Ганейзер, В. Парини) 1) Мне кажется, что это высказывание — рассуждение. В нём объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химического волокна плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки). Содержание высказывания нельзя сфотографировать. 2) По-моему, это высказывание — рассуждение, потому что в нём сообщаются точные сведения о пластмассе. 563 Подготовьте устный ответ на вопрос: «Почему в словах устный, грустный, радостный пишется буква т, а в словах опасный, вкусный, чудесный не пишется?» Какой тип речи вы используете в своём ответе? Почему?
|
|
|