Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Строение текста

§ 70. Строение текста типа рассуждения-доказательства

В рассуждении-доказательстве имеются две части. В первой части содержится тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать. Во второй части даётся обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры. Например:

Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она всё умела делать (аргумент): испекла пышный каравай, соткала за ночь чудесный ковёр, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры).

В рассуждении-доказательстве иногда бывает и третья часть — вывод. Наше рассуждение можно закончить, например, такими словами: Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

573 Разберите рассуждения по данной схеме. Найдите в них тезис, аргумент, примеры, вывод.

    1) Герои сказки помогали Ивану-царевичу, потому что он был добрый: пощадил медведя, селезня, зайца, пожалел и отпустил в море щуку.

    2) Некоторые сказки называются волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев — смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры-самолёты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения. Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

574 Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в нём рассуждения, запишите их, каждое с красной строки. Обозначьте части рассуждения цифрами (как в схеме). Полные это рассуждения или сокращённые?

    Пошёл Иван-царевич дальше.

    Вдруг бежит ему навстречу косой заяц.

    «Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется...»

    Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:

    — Не губи меня, Иван-царевич! Будет время, я тебе пригожусь.

575 Вернитесь к текстам упр. 573 и 574. В каких из них использована книжная речь, в каких — разговорная? Какие рассуждения (полные или сокращённые, с союзами или без них) используются в разговорной речи и какие — в книжной?

Возьмите на заметку!

В научно-деловой речи мы обычно используем полное рассуждение, части которого связаны союзами. В разговорной и художественной речи преобладают сокращённые рассуждения. В них могут отсутствовать примеры, вывод, союзы.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru