|
|
|
Имя существительное
§ 87. Что обозначает имя существительноеВспомните! 1. На какие вопросы отвечает имя существительное? 2. Что обозначает имя существительное? 3. Какие грамматические (морфологические) признаки имеет имя существительное? Как оно изменяется? 4. По какой морфеме можно определить морфологические признаки имени существительного? 5. Каким членом предложения может быть эта часть речи? 693 1. Запишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложений. Найдите имена существительные, подчеркните их как члены предложения. 1) Капля камень долби́т. 2) Из песни слова (не) вык..н..шь. 3) (По) одёжке встр..чают, (по) уму пров..жают. 4) Друзья позн..ют(?)ся в беде. 5) Книга (в) счастье укр..шает, а в несчастье ут..шает. 6) Азбука — (к) мудрости ступенька. 7) Краткость — с..стра таланта. 8) Правда (в) воде (не) тон..т, (в) огне (не) горит. 2. Докажите на двух-трёх примерах, что найденные вами слова являются именами существительными. 3. Расскажите, какие орфографические правила вам пришлось вспомнить, чтобы правильно написать слова с пропущенными буквами и со скобками. Объясните постановку тире в предложениях. 4. Произведите синтаксический разбор пятого предложения. 5. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. 694. Учимся читать и понимать лингвистический текст 1. Внимательно прочитайте текст. Выпишите названия лексических групп имён существительных. К каждой группе подберите пять-шесть собственных примеров. Образец записи: Явления природы: град, ... .
2. Составьте вопросы к абзацам, обозначенным цифрами. Используя эти вопросы в качестве плана, перескажите текст. 695 1. Сначала познакомьтесь с группами существительных, а затем спишите данные ниже слова, распределяя их по этим группам и заменяя указанные звуки буквами. Дополните каждую группу своими примерами. Образец записи: Олень, медведь, лиса — животные. 1) Космические тела и явления: ... 2) Земля и её недра: ... 3) Растения: ... 4) Животные: ... 5) Явления природы: ... 6) Вещества: ... 7) Факты, события: ... Ур[а]ган, к[а]мета, зм[иэ]я, м[а]роз, ок[иэ]ан, р[а]дник, р[а]внина, р[ас]вет, пл[а]нета, пр[иэ]дгорье, р[иэ]ка, к[а]никулы, ж[ыэ]лезо, м[иэ]дведь, м[иэ]тель, д[а]рога, в[а]рона, пра[з’н’]ик, смер[ч’], ол[и]мпиада, м[иэ]талл, пш[ыэ]ница, з[а]тмение. 2. Составьте и запишите распространённые предложения с именами существительными одной из групп. 696 1. Перед вами группы однокоренных слов. Прочитайте их и определите, в каком случае общим для группы слов является значение признака, в каком — действия. 1) Смелый, смелость, осмелеть; чёрный, чернеть, чернить, чернота; синий, синеют, синева, синь. 2) Толкаться, толкотня; бегут, беготня, бегство, пробежка; решать, решение, решимость. 2. Выпишите все существительные, обозначьте морфемы. 3. Выберите из каждой группы по одному существительному, постройте доказательство по образцу. Образец рассуждения: Слово бег обозначает действие, но отвечает на вопрос что? и имеет следующие морфологические признаки: род (мужской), число (единственное), падеж (именительный), изменяется по падежам (бег, бе́га, бе́гу и т. д.). Все эти признаки указывают на то, что перед нами имя существительное.
|
|
|