|
|
|
|
|
Имя существительное § 91. Слитное и раздельное написание не с именами существительнымиВспомните! 1. Как пишется не с глаголами? 2. Запишите примеры слитного и раздельного написания не с глаголами (см. § 18 и 72 учебника).
712 1. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом выразительно вслух. Определите, в каких случаях не является отрицанием, а в каких — частью слова. Уж не цвесть цветку в пустыне,
(П. Ершов) 2. Выпишите имена существительные, в которых не является частью слова, подберите к ним однокоренные прилагательные. 3. Составьте предложения с выписанными именами существительными.
713 1 Сначала выпишите предложения с отрицанием при существительном, а затем предложения, где не является частью слова. 1) И волны, и суша покорны тебе; завидует не́друг столь дивной судьбе. (А. Пушкин) 2) Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец. (А. Пушкин) 3) Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица) 4) Мне в жизни большей радости не доводилось знать, чем драться с разной праздностью, с неправдой воевать! (И. Кобзев) 5) Я на земле не праздник жизни правлю, а скромное подвижничество дня и потому не блеск звезды оставлю, а только отсвет тихого огня. (Е. Благинина) 6) Вновь наступило ненастье. 2. Объясните написание не со словами. 3. Подчеркните обращение.
5. Укажите наклонение глаголов во втором предложении. 6. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.
Образец записи: Шумит, бунтует непогода. — Не погода волновала нас, а отсутствие нужного снаряжения. Внимание, воля, аккуратность, правда, приятель, справедливость. 2. Выполните морфемный разбор выделенных слов. 715 Можно ли употреблять данные слова без не-? Составьте с ними словосочетания или предложения. Невидимка, неделя, недотёпа, неженка, невежа, неряха, небылица, небрежность. 716 1. Спишите, раскрывая скобки. 1) (Не) счастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье... (А. Пушкин) 2) Тогда, душой беспечные (не) вежды, мы жили все и легче, и смелей. (А. Пушкин) 3) 0 край дождей и (не) погоды, кочующая тишина... (С. Есенин) 4) То (не) ветер ветку клонит, (не) дубравушка шумит. (Песня) 2. Подчеркните в данных предложениях однородные члены; укажите, каким членом предложения они являются. 3. Обозначьте безударные личные окончания глаголов, укажите спряжение. Почему именно безударные окончания вызывают затруднения у пишущих? 4. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
|
|
|