Главная >> Русский язык. 5 класс с ГДЗ. Разумовская

Имя существительное

§ 91. Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Вспомните!

1. Как пишется не с глаголами?

2. Запишите примеры слитного и раздельного написания не с глаголами (см. § 18 и 72 учебника).

Не употребляется не только при глаголах, но и при других частях речи: при именах существительных, прилагательных, числительных, местоимениях, наречиях.

С именами существительными не пишется слитно, если:

    1) слово не употребляется без не (негодование, ненастье);

    2) не является частью слова (приставкой) и придаёт ему противоположный смысл; такое слово можно заменить синонимом без не (неприятель — враг, несчастье — горе).

Не пишется раздельно, если является отрицанием: Это был не тигр (тигр? — нет, не тигр). Отрицание усиливается при наличии противопоставления с союзом а: Это был не тигр, а какой-то другой крупный зверь. Оказалось, что он владелец не дачи, а большого деревенского дома.

712 1. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом выразительно вслух. Определите, в каких случаях не является отрицанием, а в каких — частью слова.

    Уж не цвесть цветку в пустыне,
    В клетке пташечке не петь,
    Уж на горькой на полыни
    Сладкой ягодке не зреть!
    Ясну солнышку в ненастье
    В синем небе не сиять!
    Добру молодцу в несчастье
    Дней весёлых не видать!

      (П. Ершов)

2. Выпишите имена существительные, в которых не является частью слова, подберите к ним однокоренные прилагательные.

3. Составьте предложения с выписанными именами существительными.

4. Выполните лексический разбор выделенного слова.

713 1 Сначала выпишите предложения с отрицанием при существительном, а затем предложения, где не является частью слова.

    1) И волны, и суша покорны тебе; завидует не́друг столь дивной судьбе. (А. Пушкин) 2) Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец. (А. Пушкин) 3) Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица) 4) Мне в жизни большей радости не доводилось знать, чем драться с разной праздностью, с неправдой воевать! (И. Кобзев) 5) Я на земле не праздник жизни правлю, а скромное подвижничество дня и потому не блеск звезды оставлю, а только отсвет тихого огня. (Е. Благинина) 6) Вновь наступило ненастье.

2. Объясните написание не со словами.

3. Подчеркните обращение.

4. Выделите окончания глаголов в первом и третьем предложениях. Объясните, почему в одном случае пишется -ет, а в другом — -ит.

5. Укажите наклонение глаголов во втором предложении.

6. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов.

714 1. С каждым словом составьте и запишите по два предложения, в одном из которых не должно быть написано слитно, а в другом — раздельно.

Образец записи: Шумит, бунтует непогода. — Не погода волновала нас, а отсутствие нужного снаряжения.

    Внимание, воля, аккуратность, правда, приятель, справедливость.

2. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

715 Можно ли употреблять данные слова без не-? Составьте с ними словосочетания или предложения.

    Невидимка, неделя, недотёпа, неженка, невежа, неряха, небылица, небрежность.

716 1. Спишите, раскрывая скобки.

    1) (Не) счастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье... (А. Пушкин) 2) Тогда, душой беспечные (не) вежды, мы жили все и легче, и смелей. (А. Пушкин) 3) 0 край дождей и (не) погоды, кочующая тишина... (С. Есенин) 4) То (не) ветер ветку клонит, (не) дубравушка шумит. (Песня)

2. Подчеркните в данных предложениях однородные члены; укажите, каким членом предложения они являются.

3. Обозначьте безударные личные окончания глаголов, укажите спряжение. Почему именно безударные окончания вызывают затруднения у пишущих?

4. Выполните морфологический разбор выделенных слов.

ГДЗ >>>

 

 

???????@Mail.ru