|
|
|
Имя существительное
§ 91. Слитное и раздельное написание не с именами существительнымиВспомните! 1. Как пишется не с глаголами? 2. Запишите примеры слитного и раздельного написания не с глаголами (см. § 18 и 72 учебника).
712 1. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом выразительно вслух. Определите, в каких случаях не является отрицанием, а в каких — частью слова. Уж не цвесть цветку в пустыне,
(П. Ершов) 2. Выпишите имена существительные, в которых не является частью слова, подберите к ним однокоренные прилагательные. 3. Составьте предложения с выписанными именами существительными. 4. Выполните лексический разбор выделенного слова. 713 1 Сначала выпишите предложения с отрицанием при существительном, а затем предложения, где не является частью слова. 1) И волны, и суша покорны тебе; завидует не́друг столь дивной судьбе. (А. Пушкин) 2) Шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец. (А. Пушкин) 3) Не имя красит человека, а человек имя. (Пословица) 4) Мне в жизни большей радости не доводилось знать, чем драться с разной праздностью, с неправдой воевать! (И. Кобзев) 5) Я на земле не праздник жизни правлю, а скромное подвижничество дня и потому не блеск звезды оставлю, а только отсвет тихого огня. (Е. Благинина) 6) Вновь наступило ненастье. 2. Объясните написание не со словами. 3. Подчеркните обращение. 4. Выделите окончания глаголов в первом и третьем предложениях. Объясните, почему в одном случае пишется -ет, а в другом — -ит. 5. Укажите наклонение глаголов во втором предложении. 6. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. 714 1. С каждым словом составьте и запишите по два предложения, в одном из которых не должно быть написано слитно, а в другом — раздельно. Образец записи: Шумит, бунтует непогода. — Не погода волновала нас, а отсутствие нужного снаряжения. Внимание, воля, аккуратность, правда, приятель, справедливость. 2. Выполните морфемный разбор выделенных слов. 715 Можно ли употреблять данные слова без не-? Составьте с ними словосочетания или предложения. Невидимка, неделя, недотёпа, неженка, невежа, неряха, небылица, небрежность. 716 1. Спишите, раскрывая скобки. 1) (Не) счастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье разбудит бодрость и веселье... (А. Пушкин) 2) Тогда, душой беспечные (не) вежды, мы жили все и легче, и смелей. (А. Пушкин) 3) 0 край дождей и (не) погоды, кочующая тишина... (С. Есенин) 4) То (не) ветер ветку клонит, (не) дубравушка шумит. (Песня) 2. Подчеркните в данных предложениях однородные члены; укажите, каким членом предложения они являются. 3. Обозначьте безударные личные окончания глаголов, укажите спряжение. Почему именно безударные окончания вызывают затруднения у пишущих? 4. Выполните морфологический разбор выделенных слов.
|
|
|