|
|
|
Язык. Речь. Общение
§ 3. Ситуация общения
Я вчера прочитала и даже запомнила очень интересные стихотворные строчки Р. Уодиса. Лишь пять вещей должны все знать,
В этих стихотворных строчках кратко говорится о том, что помогает успешно общаться. Так, важно учитывать, кому ты говоришь. Ты ведь по-разному будешь просить помочь тебе решить задачу у мамы и у учительницы. О чём ты будешь говорить, что скажешь, зависит от задачи, которую ты себе поставил. Например, ты просишь маму пойти с тобой в театр, и она соглашается. Или спрашиваешь дорогу у незнакомого прохожего, и он тебе объясняет. Или, например, видишь, что одноклассник волнуется перед соревнованием, ты говоришь ободряющие слова, и он успокаивается. Обратите внимание: я привела примеры удачного общения, когда вы достигаете поставленной задачи.
А где и когда тоже имеют большое значение?
Конечно. Например, наша учительница по математике часто не говорит о чьих-то ошибках при всех, на уроке. Об этом она старается поговорить с нами с глазу на глаз, на перемене. И тогда не так обидно за двойку и не пропадает желание учиться.
И как говорить — тоже важно. Терпеть не могу, когда девчонки говорят свысока, а мальчишки — слишком громко.
Итак, когда мы общаемся, мы должны иметь в виду компоненты речевой ситуации — кому, почему (зачем), где, когда мы говорим или пишем. И конечно, учитывать, как нас воспринимают окружающие. Кто говорит или пишет — тоже очень важно. Одно дело, если учитель посоветовал нам исправить ошибку, а другое дело — неуспевающий сосед по парте. От этих компонентов зависит, как мы строим или воспринимаем высказывание — ЧТО и КАК мы говорим, пишем. 7. Рассмотрите схему «Компоненты речевой ситуации». Назовите все вопросы в схеме. Сколько их? Почему все стрелки соединены с овалом, в котором находятся вопросы ЧТО? КАК?
8. Прочитайте диалоги. В каких ситуациях общение было удачным? Какие компоненты не учтены в других случаях?
— Папа, помоги мне, пожалуйста, найти материал о медведях. — Я устал, дочка. Завтра. — Мне очень надо. Завтра у меня доклад в школе. — Хорошо. Сейчас пойдём поищем.
— Бабуль, я иду на тренировку, а у меня оторвалась пуговица. Пришей сейчас, пожалуйста. — Не могу сейчас, внучек. Иду на рынок. Сам пришей.
|
|
|