Главная >> Русский язык 6 класс. В двух частях. Ладыженская

Словообразование. Орфография. Культура речи

Повторение. Словообразование

Контрольные вопросы и задания

    1. Что изучает раздел науки о языке «Словообразование»?
    2. По какому признаку среди сложных слов мы выделяем сложносокращённые слова?
    3. По каким признакам вы различаете, когда в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -зар- — -зор- надо писать безударную гласную а и когда — безударную гласную о?
    4. Как различить на письме гласные в приставках пре- и при-? Чем объясняется, что правило об их правописании охватывает не все слова с этими приставками?

231. Диктант из слов с непроверяемыми орфограммами, правописание которых изучалось в теме «Словообразование. Орфография».

232. На основе материалов § 31, 33, 41-43 составьте и запишите сложный план сообщения о составе слова и способах словообразования. Расскажите по нему о словообразовании в русском языке, приведите примеры.

233. Распределите приведённые слова в соответствии со способом их образования. Подберите свои примеры (существительные, прилагательные, глаголы) на каждый способ словообразования.

    Лётчик, параш..тистка, электровоз, малодоступный, пр..странный (поступок), преподнести, ЦБ, турпоход, птиц..фабрика, учительская, ДТП, пр..встать, сотрудник, кресло-кровать, сбербанк.

234. Дополните списки слов 2-3 примерами каждого способа образования сложных слов.

    1. Сложение двух целых слов: ракета-носитель, лётчик-космонавт.
    2. Сложение части слова с целым словом: физкультура, драмкружок.
    3. Сложение полных основ с помощью соединительных гласных о, е: верхолаз, полевод, черноглазый, ракетоноситель.
    4. Сложение сокращённых основ: профком, ПДД, вуз.

235. Заполните таблицу «Гласные буквы в корне слова» 3-4 примерами на каждый вид орфограммы.

236. Вспомните виды орфограмм на тему «Гласные и согласные буквы в приставках» и запишите по 4-5 примеров каждого вида, обозначая в записанных словах соответствующие орфограммы.

237. Прочитайте текст о том, как поёт жаворонок. Найдите 3-4 примера морфемных способов образования слов. • Вы заметили, что некоторые слова повторяются от 2 до 4 раз? Попытайтесь объяснить наличие повторяющихся слов в тексте.

ЖАВОРОНОК

    Взлетел с проталинки жаворонок, запел, зазвенел серебряным бубенчиком.
    Чем выше поднимается, тем ясней слышна его песенка.
    Над полем поднялся — на всё поле слышно.
    Выше леса поднялся — на все окрестные леса слышно.
    Ещё выше поднялся — пропал в голубом небе, совсем не видать его.
    А серебряный бубенчик всей земле слышен.

(Э. Шим)

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru