Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя существительное

§ 14. Употребление имён существительных в речи (продолжение)

    Упр. 142

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

    1) Зв..здой бл..стят её глаза; её уста, как роза, рдеют. (А.Пушкин) 2) И..чезли ю(н, нн)ые з..бавы, как сон, как утре(н, нн)ий туман. (А.Пушкин) 3) Осып..лся берёзы лист и, как ковёр, ус(?)лал дорогу. (А. Майков) 4) А там по нивам на просторе река р..скинулась, как море. (А. Фет) 5) Тёмный ельн..к сн..гами, как мехом, опушили с..дые морозы. (И. Бунин) 6) Я в..лновался, как к..пяток в закрытой к..стрюле. (А. Грин) 7) Только лёгкая грусть, словно дымкой, обв..лакивала его сердце. (М. Шолохов) 8) Ветер всхлипывал, словно д..тя, за углом потемневшего дома. (И. Рубцов)

2. Подчеркните в предложениях сравнительные обороты. Сделайте вывод о роли сравнительных оборотов в речи.

3. Выразительно и правильно прочитайте каждый пример, соблюдая логические ударения, паузы, выбирая наиболее подходящий темп и тембр голоса.

4. Выберите одно из предложений и попробуйте сочинить текст, который бы начинался с этого предложения. Продумайте, что бы вам хотелось передать в этом тексте. Какую мысль? Какое настроение? Постарайтесь использовать в тексте сравнительные обороты.

    Упр. 143

Придумайте и запишите предложения, употребив следующие сравнительные обороты.

    Как колокольчик; как будто весенняя трава; словно драгоценный камень; как цветущий яблоневый сад; будто сонная река.

    Вспомните!

    Метафорой называется образное использование переносного значения слова на основе сходства в чём-либо двух предметов: подошва горы, зерно истины, язык пламени, костёр рябины красной и т. п.

    Упр. 144

1. Спишите предложения и докажите, что в них есть метафоры, сравнения. Сделайте вывод о роли имён существительных в создании метафор и сравнений.

    1) Продирается месяц сквозь тучи, словно жёлтое око совы. (С.Островой) 2) Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш, брезжил рассвет. (А. Грин) 3) Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (К. Паустовский) 4) Лишь у Васьки синим чертополохом цвела радость. (М. Шолохов)

2. Объясните лексическое значение слова чертополох. Проверьте свой ответ по толковому словарику.

3. Используя таблицу «Трудные случаи фонетического разбора» (см. справочные материалы), установите, как произносятся выделенные слова. Приведите подобные примеры.

    Упр. 145

1. Спишите русские народные поговорки. Подчеркните грамматическую основу предложений и объясните постановку знаков препинания.

    1) Январь — весне дедушка. 2) Июль — макушка лета. 3) Декабрь — шапка зимы. 4) Ноябрь — сумерки года. 5) Ноябрь — ворота зимы. 6) Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.

2. Объясните, как вы понимаете данные поговорки. Все ли имена существительные в этих предложениях употреблены в прямом значении?

3. Найдите имена существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.

    Упр. 146

Из произведений художественной литературы выпишите примеры употребления имён существительных в переносном значении. Определите, какие виды тропов (метафора, олицетворение, эпитет) использованы автором.

    Упр. 147

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. В какой морфеме пропущены буквы? Что это за орфограммы? Объясните их написание.

      РОДИНА

    Люблю дымок сл..лённой жнивы,
    В степи н..чующий обоз
    И на х..лме средь жёлтой нивы
    Чету б..леющих берёз.
    (С) отрадой, многим незн..комой,
    Я вижу полное гумно́,
    Избу, покрытую соломой,
    С резными ставнями окно;
    И в праз..ник, вечером р..систым,
    См. .треть до (по́л) ночи готов
    На пляску с топ..ньем и свистом
    Под говор пьяных мужичков.

      (М. Лермонтов)

2. В первом предложении подчеркните определение и обозначьте определяемое слово (х).

3. Укажите, в роли каких членов предложения употреблены имена существительные в данном тексте.

4. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику.

5. Выразительно и правильно прочитайте стихотворение. Объясните его название.

6. Выучите стихотворение наизусть, закишите его по памяти.

    Упр. 148

1. Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 2) репродукцию картины Виктора Михайловича Васнецова (1848—1926) «Витязь на распутье» (1882 г.). Расскажите, что вы видите на этой картине.

Витязь на распутье. Картина художника В. М. Васнецова

2 Объясните название картины В. М. Васнецова. С помощью каких изобразительных средств художнику удалось создать атмосферу сумеречности и напряжённого ожидания? Какие цвета преобладают на этой картине и почему?

3. В каких известных вам былинах богатыри встречались на своём пути с придорожным камнем? Какая надпись была на камне?

4. Определите, какие из перечисленных ниже существительных являются синонимами. Какие из этих слов уместно употребить при описании картины В. М. Васнецова?

    Витязь, воин, богатырь, всадник, храбрец, военный, силач, атлет, солдат, боец, вояка.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru