Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя существительное

§ 14. Употребление имён существительных в речи

    Упр. 136. Учимся читать и пересказывать лингвистическим текст

1. Прочитайте текст правильно и выразительно, соблюдая логическое ударение на важнейших для понимания смысла речевых отрезках.

Учёные установили, что имена существительные появляются в речи ребёнка в числе самых первых слов: мама, папа, баба... И это вполне понятно: ребёнок жадно смотрит на мир и пытается понять, как называются окружающие его предметы. А все они имеют своё наименование, которое выражается именем существительным.

Именно поэтому так важна его роль в языке: существительное помогает точно выразить мысль.

Но не только точность и ясность достигаются употреблением существительных: умелое их использование придаёт речи выразительность и красоту. В этом мы можем убедиться, обращаясь к лучшим образцам русской художественной литературы. Писатели и поэты искусно используют в своей речи и существительные в переносном значении, и существительные-синонимы, и существительные-антонимы.

Богатство и образность русской речи во многом зависят от удачного употребления слов ведущей части речи.

2. Перескажите текст по частям. Следите за правильным произношением и использованием терминов.

    Упр. 137

1. Прочитайте отрывок из романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», соблюдая интонацию перечисления и наиболее подходящий темп чтения. Какая картина рисуется в вашем воображения? Какие слова создают эту картину?

    ...Вот уж по Тверской
    Возок несётся чрез ухабы.
    Мелькают мимо будки, бабы,
    Мальчишки, лавки, фонари,
    Дворцы, сады, монастыри,
    Бухарцы, сани, огороды.
    Купцы, лачужки, мужики,
    Бульвары, башни, казаки,
    Аптеки, магазины моды,
    Балконы, львы на воротах
    И стаи галок на крестах.

2. Выпишите из текста производные существительные, то есть слова, которые образованы от других слов.

3. Установите, каким членом предложения являются однородные члены, выраженные именами существительными.

4. Какие морфологические признаки являются в данном примере общими для всех однородных членов предложения?

5. Как нужно правильно поставить ударение в слове (на) воротах в данном отрывке? Почему? А как правильно нужно говорить в наше время?

    Упр. 138

1. Прочитайте фрагмент диалога. Как вы думаете, лексическое значение какого существительного не понимают ученики?

    — Неужели же в вашем классе нет ни одного джентльмена? — спросила учительница.

    — Что вы, Алла Ивановна! — ответил ей с места удивлённый Петров. — Джентльменов у нас навалом, а вот стульев вечно не хватает!

2. Сначала попробуйте самостоятельно объяснить значение слова джентльмен. Затем проверьте себя по толковому словарику. По орфоэпическому словарику установите, правильно ли вы произносите это слово.

3. Составьте предложение с этим существительным, запишите, разберите по членам.

Объясните расстановку знаков препинания в данном отрывке.

    Упр. 139

1. Объясните, в каком значении употребляется существительное груша в следующем отрывке. За счёт чего создаётся в тексте игра слов?

    На другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу...

    Я сказал папе: «Папа, купи мне грушу!»

    Он сказал: «Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку».

      (В. Драгунский)

2. Как вы думаете, какое из двух значений слова груша появилось раньше? Как развилось у этого существительного другое значение, которое обыгрывается в прочитанном вами тексте?

3 Найдите в тексте слова, употребляющиеся в разговорной речи.

    Упр. 140

1. Найдите в предложениях существительные-синонимы. Выпишите их и составьте словарную статью для словарика синонимов.

    1) В волненье радостном народ бежит за всадником, теснится. (А. Пушкин) 2) В лиде её я заметил какое-то нервное беспокойство. (В. Короленко) 3) В доме, до сих пор тихом, вдруг поднялась тревога: захлопали двери, забегали люди, раздались крики. (М. Салтыков Щедрин) 4) Он посмотрел на свои тонкие, исхудавшие пальцы, ноги под одеялом, и старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа его сжалась в смятении и боли. (А. Фадеев)

2. Как правильно: подня́лась или подняла́сь?

3. Выпишите слова с орфограммами в корнях. Объясните их написание.

4. Спишите последнее предложение, составьте его схему, выполните синтаксический разбор.

    Упр. 141

1. К существительному доброта запишите синонимы и антонимы. Проверьте себя по словарику синонимов и словарику антонимов и дополните перечень слов.

2. Найдите в перечне синонимов и антонимов однокоренные слова. Чем объясняются различия в лексическом значении этих слов?

3. Выберите одно из записанных вами имён существительных и выполните его морфологический разбор.

Возмите на заметку!

Сравнение — художественный приём, который основан на уподоблении одного предмета, явления другому, чаще всего выражается сравнительными оборотами с союзами как, как будто, словно и др.: Дорога, как змеиный хвост, полна народу, шевелится. (А. Пушкин)

На письме сравнительные обороты выделяются запятыми.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru