Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Речь. Язык. Правописание. Культура речи

§ 2. Что мы знаем о речи, её стилях и типах (продолжение)

Стили речи

1. Наши высказывания зависят от речевой ситуации.

2. В разных речевых ситуациях используются разные стили речи:

    разговорный (1 — 1, н/о, общение);

    художественный (1 — много, воздействие);

    научно-деловая речь (1 — много, о/о, сообщение).

    Упр. 16. Учимся читать схемы

Составьте по схеме связное высказывание на тему «От чего зависит выбор стиля речи» (устно).

    Упр. 17

Прочитайте тексты. Укажите, в какой речевой ситуации употребляется каждый из них. Назовите стиль речи.

    1) — Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка; вся голенькая, а грива, как у льва.

    — Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли.

    2) Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, е кисточками на коленях и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания.

      (По А. Куприну)

    Упр. 18. Учимся выполнять стилистический анализ текста

1. Найдите в текстах упр. 17 языковые средства, характерные для стиля: в первом тексте — слова и синтаксические конструкции, которые передают непринуждённое общение двух близких людей; во втором тексте — все средства языка, которые помогают нарисовать словом картину и таким образом воздействовать на воображение читателя.

2. Какая речь (устная или письменная, монологическая или диалогическая) используется в том и другом случае? Почему?

    Упр. 19

1. Выразительно прочитайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина. Покажите с помощью интонации, что автор любуется картиной осеннего леса.

    Лес, точно терем расписной,
    Лиловый, золотой, б..гряный,
    Весёлой, пёстрою стеной
    Стоит над светлою поляной.
    Берёзы жёлтою резьбой
    Бл..стят в лазур.. голубой.
    Как вышки, ёлочки темнеют,
    А между клёнами синеют
    То там, то здесь, в листве сквозной,
    Просветы в небо, что оконца.
    Лес пахн. .т дубом и сосной,
    За лето высох он от со.,нца,
    И Осень тихою вдовой
    Вступает в пёстрый терем свой.

2. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы.

3. Найдите слова и выражения, которые помогают автору: а) изобразить картину осеннего леса; б) передать своё отношение к ней.

4. Какие цветовые образы осени возникают в вашем воображении? Найдите слова, с помощью которых передаётся цвет. Только ли имена прилагательные используются с этой целью?

5. В стихотворении пять сравнений. Найдите их и подчеркните.

6. Расскажите, как строятся сравнения (какие союзы в них используются, какая падежная форма не предполагает союза).

    Упр. 20

Попробуйте передать свои впечатления от ясного, солнечного осеннего дня. Рассмотрите на вклейке (с. 8) репродукцию картины художника Станислава Юлиановича Жуковского (1873—1944) «Осень. Веранда» и создайте на её основе небольшую художественную зарисовку.

Осень. Веранда. Картина художника С. Ю. Жуковского

Расскажите о красках осенней природы, о звуках и запахах осеннего дня.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru