|
|
|
Речь. Язык. Правописание. Культура речи
§ 2. Что мы знаем о речи, её стилях и типах (продолжение)Стили речи
Упр. 16. Учимся читать схемы Составьте по схеме связное высказывание на тему «От чего зависит выбор стиля речи» (устно). Упр. 17 Прочитайте тексты. Укажите, в какой речевой ситуации употребляется каждый из них. Назовите стиль речи. 1) — Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка; вся голенькая, а грива, как у льва. — Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли. 2) Впереди бродячей труппы бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва, е кисточками на коленях и на конце хвоста. Его добрые голубые глаза щурились от жары и глядели умильно, а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания. (По А. Куприну) Упр. 18. Учимся выполнять стилистический анализ текста 1. Найдите в текстах упр. 17 языковые средства, характерные для стиля: в первом тексте — слова и синтаксические конструкции, которые передают непринуждённое общение двух близких людей; во втором тексте — все средства языка, которые помогают нарисовать словом картину и таким образом воздействовать на воображение читателя. 2. Какая речь (устная или письменная, монологическая или диалогическая) используется в том и другом случае? Почему? Упр. 19 1. Выразительно прочитайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина. Покажите с помощью интонации, что автор любуется картиной осеннего леса. Лес, точно терем расписной,
2. Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы. 3. Найдите слова и выражения, которые помогают автору: а) изобразить картину осеннего леса; б) передать своё отношение к ней. 4. Какие цветовые образы осени возникают в вашем воображении? Найдите слова, с помощью которых передаётся цвет. Только ли имена прилагательные используются с этой целью?
Упр. 20 Попробуйте передать свои впечатления от ясного, солнечного осеннего дня. Рассмотрите на вклейке (с. 8) репродукцию картины художника Станислава Юлиановича Жуковского (1873—1944) «Осень. Веранда» и создайте на её основе небольшую художественную зарисовку.
Расскажите о красках осенней природы, о звуках и запахах осеннего дня.
|
|
|