Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя прилагательное

§ 23. Буквы н и нн в именах прилагательных, образованных от имён существительных (окончание)

    Упр. 234

1. На месте пропусков вставьте одну или две буквы к; суффиксы обозначьте.

    I. 1) Конь стальной, хвост льня..ой. 2) Чёрный Ивашка, деревя..ая рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. 3) Поля стекля..ые, межи деревя..ые. 4) Катится золотое яблочко по серебря..ому блюдечку. 5) По полотня..ой стране пароход плывёт, за ним такая гладь, что и зыби не видать.

            (Загадки)

Для справки: окно, утюг, игла с ниткой, карандаш, солнце.

    II. 1) Город раскинулся внизу над со..ыми прудами... 2) Дерева..ый мост был перекинут через узкую речушку. 3) С севера и юга городок ограждался широкими водя..ыми гладями и топями. 4) Посредине одного из прудов находится остров. Говорили, что остров искусстве..ый, насыпан руками пле..ых турок. 5) На острове — старый (полу) разрушенный замок. В пустых залах ходил таинстве..ый шорох... В бурные осе..ие ночи ужас разливался от старого замка... Когда-то в замке протекало скучное, но всё же торжестве..ое существование старых владельцев. 6) Эту серую фигуру можно было принять за фантастическое каме..ое изваяние.

            (В. Короленко)

2. Выпишите пять-шесть слов с проверяемым безударным гласным корня. Докажите верность написания путём подбора проверочных слов.

    Упр. 235. Учимся собирать и систематизировать информацию

1. Сравните материал, выделенный цветом в § 23, с таблицей. Какие формы предъявления информации они иллюстрируют? В чём преимущество каждой из этих форм и когда их целесообразно использовать?

2. Спишите таблицу, заполняя её примерами. Пользуясь этой таблицей и материалами § 23, расскажите, в каких суффиксах имён прилагательных пишутся одна и две буквы н.

    Упр. 236

Самостоятельно проверьте, как вы усвоили правило правописания н и нн в именах прилагательных, образованных от существительных. Для этого обратитесь к соответствующему материалу раздела «Словообразование частей речи» электронного приложения к учебнику и выполните упражнения. Закончив работу, оцените её и сделайте выводы.

    Упр. 237. Словарные диктанты

    1) Разъехаться на каникулы, удивляться воробьиным повадкам, проноситься на сверхмощном автомобиле, съёжившееся растение, подчиниться решению, расположиться в живописной долине, прорастающая рожь, вдали полыхает багровый закат, вдалеке расстилается жёлтое поле, проявить уважение к друзьям, подъехать к могучему дереву.

    2) Соломенная кровля, безветренная погода, таинственные приключения, машинное отделение, великолепная гостиница, песчаный пляж, интонационный строй предложения, искусственное орошение, кожаный портфель, традиционные праздники, шерстяной ковёр, внутренний распорядок, утренний рассвет, экскурсионный автобус.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru