Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Имя прилагательное

§ 24. Употребление имён прилагательных в речи

    Упр. 238. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

Прочитайте. Озаглавьте каждую часть текста и перескажите его.

1. Имя существительное — очень важная часть речи, с помощью которой мы называем окружающие нас явления и предметы. Но человек постоянно стремится не только дать название предмету, но и оценить его, показать его свойства, отличающие конкретный предмет от множества других, имеющих то же название.

Например, существительное дом называет хорошо известный нам предмет, но мы знаем, что существует бесконечное множество домов и они отличаются друг от друга. Различные признаки предмета нам помогает называть имя прилагательное, которое является спутником существительного: дом — деревянный, ка менный; одноэтажный, трёхэтажный; зелёный, розовый; маленький, большой; красивый, тёплый, холодный, длинный, старый, ветхий, уютный, просторный, любимый, отчий...

2. Согласитесь, что без имён прилагательных наша речь не могла бы быть точной и меткой. А в русском языке слов этой части речи очень много. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто употребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, чёрный, белый и некоторые другие.

3. Употребление имён прилагательных придаёт речи выразительность. Не случайно, например, в художественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвёртое слово — это прилагательное. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора. Особую выразительность художественной речи придают прилагательные-эпитеты, употреблённые в переносном значении: море — бирюзо́вое, спокойное, изумрудное, весёлое, капризное, ласковое и т. п.

4. В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы, что помогает добиться выразительности и образности речи.

Употребляются прилагательные и в составе фразеологизмов (обещать златые горы, маменькин сынок, жить на широкую ногу, ни жив ни мёртв и др.).

    Упр. 239

1. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Почему, по вашему мнению, в этом стихотворении много имён прилагательных? Какую роль они выполняют в тексте?

      ИЩУ СЛОВА́

    Ищу слова́ певучие,
    Народные, исконные,
    Кипучие, горючие,
    Бездонные, стозвонные,
    Да чтобы в душу падали,
    Как в полюшко бы зёрнышко,
    Чтоб, добрые да ладные,
    Светили,словно солнышко.
    Да грели бы лучистые,
    Да звали бы пригожие
    На помыслы бы чистые
    Да на дела хорошие.

            (В. Выркин)

2. Выпишите из текста сложное имя прилагательное, объясните его значение, разберите по составу. Определите способ образования этого прилагательного.

3. Выпишите из стихотворения имена прилагательные, строение которых соответствует схеме От какой части речи образованы эти слова? Объясните, в каком значении они употреблены в тексте.

4. Составьте и запишите три предложения, в которых однородные члены будут выражены именами прилагательными.

    Упр. 240

1. Прочитайте стихотворение и установите, в каких морфемах пропущены буквы. Спишите, обозначая корни, в которых были пропущены буквы, и поясняя их правописание.

    Воздух ж..вительный, воздух см..листый
    Я узнаю.
    Свет не сл..пит, уп..ительный, чистый,
    Словно в раю.
    У..кой тр..пинкой к гр..нитям прибрежным
    Вышел, ст..ю.
    Нежу пр..стором, суровым и нежным,
    Душу м..ю.
    Сосны недвижны на остр..ве, словно
    В дивном кр..ю.
    Тихие волны л..печут любовно
    Ска..ку св..ю.

            (В. Брюсов)

2. Выразительно прочитайте записанное вами стихотворение. Какая картина рисуется в вашем воображении? На зовите слова, которые помогают описать пейзаж, настроение. В прямом или переносном значении они употреблены? Найдите предложение СО сравнительным оборотом.

3. Выпишите пять-шесть словосочетаний с именами прилагательными в роли зависимого слова.

4. Выполните морфологический разбор двух имён прилагательных.

    Упр. 241

1. Запишите русские народные пословицы, употребляя имена прилагательные в форме сравнительной степени. Вы делите суффиксы, с помощью которых образованы эти формы.

    1) Утро ве́чера (мудрёный). 2) Правда (светлый) солнца. 3) Правда (чистый) ясного солнца. 4) Трава соломы (зелёный). 5) Человек (твёрдый) камня, (нежный) цветка.

2. Какая из этих пословиц вам больше нравится? Устно объясните, как вы понимаете её смысл.

3. Укажите, каким членом предложения в данных пословицах являются имена прилагательные в сравнительной степени. Одно из этих прилагательных разберите как часть речи.

4. Используя материалы этого упражнения, сделайте вывод о том, какую роль в выражении смысла пословиц играют имена прилагательные.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru