Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Текст

§ 26. Средства связи предложений в тексте

1.В тексте могут быть использованы различные средства связи:

повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения, синонимы. Эти средства связи употребляются как при последовательном, так и при параллельном способе связи предложений.

    Упр. 271

Определите способ связи предложений. Найдите в текстах слова, скрепляющие предложения. Сделайте вывод: зависит ли средство связи от способа связи предложений?

1) Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на неё.

(Ю. Яковлев)

1) Собака — ваша тень, ваше второе безмолвное «я». Собака следует за вами повсюду. Собака умеет дружить, умеет быть бескорыстной, благородной. Собака по-настоящему добра и способна глубоко переживать горе. Собака — бесценный помощник.

(По Б. Рябинину)

2) Я не раз дивился проницательному нахальству ворон. Они как бы шутя не однажды надували меня.

(А. Платонов)

2) Корова смотрела вбок на мальчика и молчала, жуя давно иссохшую, замученную смертью былинку. Она всегда узнавала мальчика.

(А. Платонов)

3) С первым весенним теплом докатывается до наших мест волна пернатых переселенцев, и первыми в ней летят грачиные колонны. Шумливые чёрные птицы возвращаются в родные грачевья после четырёхмесячного отсутствия.

(Л. Семаго)

3) Лось шёл к моховым болотам. Попутно сохатый скусывал молодые побеги сосен и можжевельника. Лось не побрезговал поживиться корой ивы, крушины и даже черёмухи.

(По А. Стрижёву)

    Упр. 272

Прочитайте тексты. Какие средства связи предложений использованы в данных фрагментах? Как вы думаете, что даёт употребление местоимений этот, эти?

    1) Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае. Этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа.

            (А. Платонов)

    2) Снегири прилетают кормиться на балкон до середины марта. Эти красногрудые красавцы много и охотно ноют.

            (По Ю. Новикову)

    Упр. 273

1. Определите способ и средства связи предложений. Связаны ли эти предложения по смыслу? Решите, можно ли эту группу предложений назвать текстом. Почему?

    Я пошёл в кино. Кинотеатр на нашей улице. Она самая старая в Москве. Москва — центр всех железнодорожных путей страны. Железные дороги — артерии народного хозяйства.

2. Составьте текст, продолжив первое предложение так, чтобы связь осуществилась не только формально, но и по смыслу. Предварительно определите тему своего высказывания и основную мысль.

2. Все три средства связи: повтор, синонимы, местоимения — можно встретить во всех стилях речи. Однако в научном и деловом стилях чаще всего используется повтор слов, что обеспечивает точность речи. Синонимы обычно встречаются в художественном стиле и особенно характерны для публицистики (для газетных текстов). Местоимения же широко используются во всех стилях речи.

Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru