|
|
|
Текст
§ 25. Способы связи предложений в текстеУпр. 265 1. Вспомните, что вы знаете о «данном» и «новом». Какова их роль в построении текста? Прочитайте текст. В 2003 году славянская азбука отметила свой юбилей.
2. Рассмотрите текст и ответьте на вопросы. 1. Какое место в предложении занимает «данное»? А «новое»? 2. Для чего служит «данное»? А «новое»? Упр. 266 Найдите в предложениях фрагмента текста «данное» и «новое». Бегает по лугу тонконогая изящная птица с ярко-жёлтой грудкой. Она непуглива, но беспокойна и только перепархивает с травинки на травинку, качая длинным хвостиком. Упр. 267 Правильно ли вы понимаете, как строится текст? Прочитайте текст, вставляя там, где это необходимо, термин «данное» или «новое». В тексте каждое предложение (кроме первого) распадается на две части — ... и .... Предложение начинается с .... В нём в сжатом, свёрнутом виде повторяется информация, известная из предыдущего предложения. К ... добавляется ..., в котором сообщаются новые сведения о предмете речи. ... скрепляет предложения, ... развивает мысль, продвигает высказывание вперёд. Так происходит развёртывание текста. Упр. 268 Понаблюдайте, как сцепляются предложения в первом и во втором текстах. 1) Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку, от одного угла к другому. (Ю. Куранов) 2) [У входа в палатку стояла шаровая молния величиной с человеческую голову.] Молния висела совсем низко над травой, в сантиметрах тридцати от земли. Она излучала мертвенный свет и выбрасывала искры, издавая жужжащий звук. Казалось, она раздумывала, зайти в палатку или не зайти. (Ю. Коринец)
Упр. 269. Учимя создавать текст Прочитайте текст. Определите способы связи предложений в первом и во втором абзацах. По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шёл мальчик. Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нёс два кирпичика хлеба. Хлеб был тёплый, пахучий. Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался, оглянулся и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано. Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он сошёл с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошёл к фонарному столбу. (По Ю. Яковлеву) Упр. 270 Продолжите предложение Ребята вышли на поляну дважды: а) так, чтобы получилось повествование на тему «Как ребята отдыхали на лесной поляне»; б) так, чтобы составленное предложение стало началом описания на тему «Красивая поляна». Используйте в первом тексте параллельную связь, а во втором — последовательную.
|
|
|