Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Текст

§ 28. Как исправить текст с неудачным повтором (окончание)

    Упр. 294

Найдите слово, синонимичное в данном тексте слову очень.

    У Никиты были горохового цвета брови и ресницы, стриженая голова и уши такие тонкие, что после мытья их горячей водой они некоторое время висели, как тряпочки.

            (А. Толстой)

    Упр. 296

Улучшите сочинение учащегося: устраните неоправданный повтор, усильте изобразительность речи.

    У меня есть собака Джулька. Она небольшая, но лапы у неё очень длинные. Джулька очень добрая. Она очень любит гулять. Джулька очень быстро бегает, очень хорошо прыгает.

    Упр. 297

    Спишите текст, вставляя вместо точек синонимы. Не забывайте, что каждое слово должно точно передавать содержание.

    1) Въезжаем в березняк. Тут просторно, светло. Половина листьев уже .... А они всё .... Птица качнёт ветку — и ... с неё листья.

Для справки: потекут,осыпалась, падают и падают.

    2) Мы увидели на дороге чёрную птицу с изогнутыми крыльями. Птица неуклюже ..., старалась взлететь и не могла.

    Она ... до края дороги. Нырнула в глубокую канаву, как пловец ныряет с вышки. Распахнулись во время прыжка крылья.

    Не коснулась птица земли, а ... из канавы. Со свистом ... над нами.

    Мне почудилось даже, что в воздухе след остался, как от реактивного самолёта.

    — Да ведь это стриж!

            (По Э. Шиму)

Для справки: сделала полукруг, подпрыгнула, вынеслась, доковыляла.

    Упр. 298

Перепишите текст, устраняя неоправданный повтор. Удачной ли будет замена глагола стоят в последнем предложении глаголом красуются?

    Как замечательно в лесу летом. Кругом стоят могучие дубы, которые уже много повидали на своём веку. Они стоят как великаны, охраняющие лес. А рядом с ними стоят молодые дубки. Они мечтают стать такими высокими, могучими, как их старшие братья. Около многовековых дубов стоят и по-девичьи стройные берёзы.

Возмите на заметку!

Устраняя неоправданный повтор, решите, какой способ правки удачнее.

Если предложения короткие, однотипные, то объедините их.

Заменяя повторяющееся слово синонимом:

  • определите стиль речи и выясните, соответствует ли ему выбранное слово;
  • вдумайтесь в содержание текста и установите, не искажает ли правка смысл;
  • проверьте, нет ли рядом или близко слова, которое вы выбрали для замены.

    Упр. 299

Найдите в текстах повторы-недочёты. Устраните их, используя разные способы правки. Перепишите исправленные тексты.

    1) Передо мной игрушка из дерева — конёк. Конёк маленький. Вместо ног у конька колёсики. Конёк тёмно-коричневый, местами тёмно-зелёный, с ярким орнаментом. На шее оранжевая и зелёная полоски. Спинка у конька похожа на волны в море или океане. А глаза у конька чёрные, сверкающие.

    2) Вдруг я увидела подберёзовик. Подберёзовик был очень интересным. Шляпка у него была огромная, а ножка широкая, но не очень высокая. Срезала я подберёзовик и увидела, что он совсем не червивый. Очень довольная и немного усталая, я пошла домой.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru