Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Глагол

§ 33. Употребление глаголов в речи (окончание)

    Упр. 357

Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник на этих шутливых рисунках. Составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами.

    Упр. 358

1. Выразительно прочитайте текст. Докажите, что в нём описано событие, происходившее в прошлом.

    До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам... Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

            (Л. Толстой)

2. Определите форму времени выделенных глаголов. Подберите к ним проверочные слова, если в корне есть орфограмма.

3. Объясните, почему повествование сначала идёт в прошедшем времени, а затем — в настоящем. Докажите, что переносное употребление форм настоящего времени в значении прошедшего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность; события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю, и он становится как бы их участником.

    Упр. 359

1. Лингвистами установлено, что будущее время глагола может употребляться в речи в значении настоящего или прошедшего, если речь идёт о действиях, которые регулярно повторяются, сменяют друг друга.

Докажите справедливость этого утверждения, проанализировав следующие примеры.

    1) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть. (А. Чехов) 2) В зимний вечер, бывало, лучину зажжёт и прядёт себе, глаз не смыкая. (Н. Некрасов) 3) Беликов к Коваленко ходил так же, как и к нам. Придёт к нему, сядет и молчит. (А. Чехов) 4) И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится — глядит... (М. Лермонтов)

2. Выпишите глаголы будущего времени, обозначая в них приставки. Установите, есть ли среди этих глаголов такие, которые имеют корни с чередованием.

3. Выполните фонетический и лексический разбор выделенных слов. Выполнив эту работу, сделайте выводы.

    Упр. 360

1. Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 5) репродукцию картины русского живописца Константина Фёдоровича Юо́на (1875—1958) «Конец зимы. Полдень» (1929 г.). Объясните, как вы понимаете название картины.

Конец зимы. Полдень. Юона

2. По данной картине напишите небольшой рассказ с элементами описания. Глаголы подчеркните и сделайте вывод о том, какую роль они играют в повествовании.

    Упр. 361

1. В русском языке существует много способов выражения просьбы, приказа. Какие это способы, вы узнаете, проанализировав следующие примеры. Читайте их и объясняйте, в какой речевой ситуации уместен каждый пример и как он характеризует говорящего.

    Открой окно! Открывай окно! Открой-ка окно! Открывайте окно! Открыл бы ты окно! Ты откроешь окно или нет? Открыть окно! Послушай, нужно открыть окно! Не откроешь ли ты окно? Пожалуйста, открой окно. Если тебе не трудно, открой окно. Не сочти за труд, открой окно. Будь другом, открой окно. Я прошу тебя, открой окно. Ну, открой же окно! Сколько тебя просить, открывай! Мне хочется, чтобы ты открыл окно. Откроем окно! Так ты будешь открывать окно? Разве трудно открыть окно? Прошу, открой окно! Тебе что, трудно открыть окно? Ты не смог бы открыть окно?

2. Выпишите глаголы открыть и открывать, употреблённые в формах разных наклонений, времени. Сделайте вывод, с помощью каких форм глагола можно передать значение просьбы.

<<< К началу

 

 

???????@Mail.ru