|
|
|
Глагол
§ 33. Употребление глаголов в речи (продолжение)Упр. 350 Найдите в данных примерах глаголы-синонимы. Проверьте себя по словарику синонимов. Запишите синонимы в начальной форме, объясните смысловое и стилистическое различие этих глаголов. 1) Переход от Европы к Азии делается час от часу чувствительнее: леса исчезают, холмы сглаживаются, трава густеет и являет большую силу растительности, показываются птицы, неведомые в наших лесах. (А. Пушкин) 2) Уж я и не ворочусь тогда, я просто сгину куда-нибудь. (Ф. Достоевский) 3) Ласточки пропали, а вчера зарёй всё грачи летали. (А. Фет) 4) Разрезав город, река течёт к юго-западу и теряется в ржавом Ляховском болоте. (м. Горький) 5) Он поблагодарил, сконфузился, покашлял и улетучился. (Л. Чехов) Упр. 351 1. Выпишите из каждого предложения слова-синонимы. Дополните каждый ряд синонимов одним-двумя собственными примерами. Проверьте свой ответ по словарику синонимов. 1) Лакей Баклай учил мальчишек «пчелиному языку», таская иногда за волосы, приговаривал: «А ты, мужик, знай: я тебе даю, а барин изволит тебе жаловать; ты ешь, а барин изволит кушать; ты спишь, щенок, а барин изволит почивать». (А. Герцен) 2) Им она не прекословит, не перечат ей они. (А. Пушкин) 3) Между тем царица злая, про царевну вспоминая, не могла простить её, а на зеркальце своё долго дулась и сердилась. (Л. Пушкин) 4) Старику захотелось важных, серьёзных мыслей, хотелось ему не просто думать, а размышлять. (А. Чехов) 5) Клевета и ложь — не одно и то же. (Пословица) 6) А у Ули глаза были большие, тёмно-карие — не глаза, а очи. (Л. Фадеев) 7) Я стал не большим, а огромным. (Я. Смеляков) 8) Больше б мог, да было к спеху, тем, однако, дорожи, что, случалось, врал для Смеху, никогда не лгал для лжи. (А. Твардовский) 2. Проанализируйте записанные вами синонимы. Укажите слова, которые употребляются в книжной речи. Какие слова используются в разговорной речи? 3. Составьте схему второго предложения. 4. Выполните словообразовательный разбор выделенных слов. Упр. 352 1. Спишите отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Выделите грамматическую основу каждого предложения. Какой частью речи выражены подлежащие? Составьте схемы предложений. И волны и суша покорны тебе;
2. Какие слова придают стихотворению торжественное, высокое звучание? Замените эти слова синонимами, которые употребляются в обыденной речи. Объясните, почему поэт использовал много книжных, устаревших слов в этом тексте. 3. Какой звук произносится на месте подчёркнутых букв? Проверьте свои предположения, обратившись к таблице «Трудные случаи фонетического разбора». Несколько раз прочитайте эти слова вслух, следя за тем, как произносятся указанные звуки. Сделайте выводы. Упр. 353 1. Вдумчиво прочитайте русские народные пословицы. Попробуйте объяснить, какую мысль передаёт каждая из них. 1) Дело веди, а безделье гони. 2) Здоров на еду, да хил на работу. 3) Больше знай, да меньше болтай. 4) В умной беседе ума наберёшься, а в глупой свой растеряешь. 5) Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. 2. Выпишите из пословиц антонимы, разберите эти слова по составу. Определите, какими частями речи они являются. Упр. 354 В данной записи зашифрованы фразеологизмы. Укажите к каждому из них слово-синоним или близкое по значению выражение.
Упр. 355 Составьте и запишите предложения с указанными фразеологизмами. Какими синонимами можно их заменить? Какой мастью речи будут эти синонимы? Гладить против шерсти, гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу. Упр. 356 1. Используя слова левого и правого столбиков, восстановите и запишите фразеологизмы. Объясните их значение.
2. С тремя фразеологизмами составьте предложения.
|
|
|