Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Глагол

§ 33. Употребление глаголов в речи

    Упр. 345. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

1. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А. Н. Толстой, например, говорил: «Движение и его выражение — глагол — являются основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

«Глагол — самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола — выражать само действие!» — это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника, писателя Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы — в глаголе, ибо глагол — это действенность характера».

2. По подсчётам учёных, глагол занимает второе место (после существительных) по частоте употребления в речи. Причём в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально-деловом стиле примерно 6% глаголов, а в научном — около 10%. Чаще всего используются в речи глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие.

В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15% всех слов художественного текста — глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значения глаголов; морфологические категории глагола (наклонение, время и др.); выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи; глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.

2. Выпишите из текста высказывания русских писателей глаголе. Не забудьте в скобках указать фамилию и инициалы писателя.

3. Выберите одно из высказываний и своими словами объясните, как вы понимаете его смысл.

    Упр. 346

1. Спишите текст, восстанавливая пропущенные знаки препинания. Составьте схему предложений.

    На вечере встречи с поэтом раздалась реплика из зала «Маяковский ваши стихи не волнуют не греют не заражают». В. Маяковский ответил «Мои стихи не море не печка и не чума ».

2. Прочитайте вслух записанный текст. Определите, прямое и переносное значение каких глаголов остроумно использовал В. В. Маяковский, отвечая на реплику. Проверьте себя по толковому словарику.

3. Разда́лась или раздала́сь? Примените известное вам орфоэпическое правило.

    Упр. 347

1. Установите, в прямом или переносном значении употребляется в данном тексте глагол выкраивать. Проверьте себя по толковому словарику.

    На дворе весна, грачи прилетели. Но тут уже не до прогулок, потому что времени мало: приходится выкраивать часок. Не ножницами, конечно, но всё равно трудно.

            (В. Инбер)

2. Составьте и запишите два предложения, употребив глагол выкраивать в прямом и переносном значении.

    Упр. 348

1. Прочитайте тексты. Какими средствами выразительности достигается в них юмористическое содержание?

    1) Велосипед меня понёс.
    Понёс куда-то под откос.
    Он там остался без колёс,
    И дальше я его понёс...

            (О. Григорьев)

    2) Вечером девочка Мила
    В садике клумбу разбила.
    Брат её мальчик Иван
    Тоже разбил... стакан!

            (О. Григорьев)

    3) — У тебя в журнале двойка. Почему ты её не исправляешь? — спросили у Гены.

    — Не могу. Журнал у учительницы.

            (Изжурнала «Мурзилка»)

2. Выпишите из текстов глаголы, разные значения которых обыгрываются. Самостоятельно сформулируйте эти значения. Проверьте себя по толковому словарику.

    Упр. 349

1. Выразительно прочитайте текст. Какая картина возникает в вашем воображении? Какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы более ярко и образно нарисовать картину?

    Розовеют сугробы
    Под лучами зари,
    Полыхают рябины,
    И горят снегири.

            (Я. Хелемский)

2. Попробуйте самостоятельно сформулировать прямое и переносное значение глаголов полыхать и гореть. Проверьте себя по толковому словарику.

3. Какой гласный звук произносится на месте буквы я в слове рябины? А в слове горят? Объясните. При выполнении задания используйте материалы таблицы «Трудные случаи фонетического разбора» (см. справочные материалы).

4. Выполните лексический разбор выделенного слова.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru