|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 40. Повествование художественного и разговорного стилей (продолжение)Упр. 471 1. Используя глаголы, данные в скобках, сконструируйте два варианта текста. Но сначала установите, чем различаются эти глаголы, и решите, какие из них войдут в один вариант текста, а какие — в другой. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай (подбирал ся, подобрался) к висевшему яблоку, (срывал, сорвал) его своим мощным клювом, затем (взял, брал) его в лапку... и (выгрыз, выгрызал) мякоть. Потом (доставал, достал) зёрнышки, с аппетитом (ел, съел) их, а надкушенное яблоко (бросил, бросал) вниз на траву. (По Г. Скребицкому) 2. К одному типу речи или к разным вы отнесёте получившиеся варианты текста? В чём же их смысловое различие? Какими средствами языка это различие передаётся? 3. Решите, какой из двух вариантов текста принадлеяшт Г. Скребицкому, и запишите его. (У писателя приведённому отрывку предшествует фраза: Мы вышли на крыльцо и увидели, что земля под яблоней была усыпана огрызками.) 4. Объясните известные вам знаки препинания.
Упр. 472. Учимся употреблять средства языка 1. Прочитайте сочинение ученика начальных классов. Каждый год мама вместе с нами вскопала небольшую грядку. Мы посеяли на ней редиску, салат. Посадили горох. Потом полили каждый день и пропололи. И так было весело наблюдать, когда вдруг начали лезть из земли зелёные росточки. 2. Вы обнаружили ошибки в выборе глагольных форм? В чём они состоят? Исправьте текст, обоснуйте правку. Упр. 473 1. Прочитайте текст и определите, перед вами повествование или нет. Однократные или многократные действия изображены автором? Какие средства языка помогают это понять? Каковы различия в способах обозначения действий в разных предложениях? Пищуха танцевала вальс. Маленькая птичка — носик шильцем, хвост подпорочкой. Легко два раза прыгала вверх, потом склоняла головку к плечу, касалась носиком ножки и вдруг поворачивалась вокруг себя! Прыжок, склонённая головка, клювик и ножка, быстрый поворот. Раз за разом, круг за кругом, фигура за фигурой... Пищуха неслась в вальсе. (По Н. Сладкову) 2. В каждом из предложений, где показаны действия, попробуйте восстановить «данное». Почему оно опущено? 3. Запишите два варианта заголовка к тексту, выразив: а) тему: б) авторское отношение к увиденному. 4. Выпишите из текста те предложения, в которых действия обозначены именами существительными. Какого аффекта достигает автор, рассказывая о действиях с помощью имён существительных? Только ли отглагольные существительные использованы в тексте? Упр. 474 1. К какому типу речи вы отнесёте этот отрывок? В чём cвоеобразие его строения? Я стал одеваться в полной темноте. Рубашка, носок, второй носок, штаны, свитер, шарф, варежки, валенок, шуба, ещё валенок, шапка... Всё! (По Ю. Коринцу) 2. Проведите эксперимент: восстановите в тексте возможные глаголы и слова, указывающие на последовательность действий. Что изменится в тексте?
Упр. 475 1. Устно попробуйте восстановить в отрывке из рассказа «Про обезьянку» все пропущенные глаголы. По возможности избегайте повторов, пользуясь синонимами. Никто ещё ничего разобрать не успел, а Яшка как прыгнет маме на голову. Толкнулся ножками и на буфет. Я начал ловить Яшку. Я к буфету — он на печь. Я его оттуда щёткой — он на часы. Оттуда на картину... (По Б. Житкову) 2. Как вы думаете, ваш текст стал лучше или ухудшился? В каких случаях и зачем повествование может строиться без глаголов? Упр. 476 Перед вами канва текста. Достройте его, подбирая языковые средства в соответствии с описанными обстоятельствами. Выбор объясните. До электрички оставался час. Мы стали быстро упаковывать вещи. Я взялся за рюкзак. ... Готово! Осталось свернуть палатку. Влезаю в неё. Спальник! Выругал я себя и снова к рюкзаку! ... Палатку складывали вместе с Мишкой. Я ... Он ... Кажется, всё. Можем трогаться.
|
|
|