|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 40. Повествование художественного и разговорного стилей
Упр. 466. Учимся употреблять средства языка 1. Прочитайте тексты. Какой отрывок является повествованием, а какой — нет? Докажите. 1) Шёл я по лесной тропинке, слышу — зяблик гремит! Головку запрокинул, клюв разинул, на горлышке пёрышки дрожат — будто он горло водой полощет. И песенка из клюва так и брызжет. Даже хвостик трясётся! (Н. Сладкое) 2) Из-под обломков брёвен показалась полосатая мордочка барсука. Зверёк долго осматривался по сторонам, принюхивался. Убедившись наконец, что поблизости нет никакой опасности, барсук вылез из-под бревна и суетливо забегал по полянке, словно отыскивая что-то. (Г. Скребицкий) 2. Какие детали в тексте-повествовании помогают вам лучше увидеть описанную картину? Какие части речи чаще всего использует автор? Упр. 467 1. Проверьте, все ли фрагменты текстов представляют собой повествование. 1) В один из прекрасных летних дней, во время экскурсии по Дому-музею Пушкина, в кабинет поэта влетел соловей. Сел на оконную занавеску и запел. Пел долго, заливался. (С. Гейченко) 2) Ю-ю выдумала развлечение. Следит внимательно за строками, вырастающими у меня на бумаге, водя глазами за пером... И вдруг хлоп лапкой по самой последней мухе. (А. Куприн) 3) Ю-ю с разбегу подпрыгивает и виснет на ручке, обхватив её передними лапками с обеих сторон, а задними упирается в стену. Два-три толчка всем гибким телом... — Кляк! — ручка поддалась, и дверь отошла. (По А. Куприну) 4) Старая ворона ходила-ходила возле пёсьего хвоста да ка-ак схватит его клювом, ка-ак дёрнет! Пёс не выдержал, вскочил и с лаем бросился на ворону. (В. Астафьев) 2. Из каждого отрывка выпишите слова, называющие действия, и укажите часть речи, к которой они относятся. У глаголов определите вид и время. Что вносит в художественное повествование каждая из глагольных форм? 3. Найдите в отрывках из рассказа А. И. Куприна слова, употреблённые в переносном значении. Каково их назначение, как они участвуют в создании картины? Упр. 468 1. Неоправданное употребление в повествовании различных временных глагольных форм приводит к ошибкам. Найдите недочёты в отрывках из школьных сочинении. Будьте внимательны: в двух предложениях ошибок нет. I. 1) Люба собирает ромашки, а потом плела венок. 2) Белка забралась на ветку и сидит. 3)В школьной мастерской ребята делают скворечники. Их они повесили в парке. 4) Вошёл старик в лес. Чувствует, дымом пахнет. II. 1) Друзья попрощались и махали друг другу. 2) Алексей прикручивал коньки к валенкам и вышел на лёд. 3) Ребята повернули головы и всё смотрели на меня. 2. Объясните и исправьте недочёты. Для этого в каждом предложении первой группы измените вид или время глагола, попробуйте разные варианты замен; в предложениях второй группы попробуйте вставить слова долго, те перь, вот, наконец. Проверьте, помогла ли такая замена устранить недочёт. Упр. 469. Учимся работать с текстом 1. Познакомьтесь с небольшой словесной зарисовкой. Ка кой тип речи использован в ней? Представляете ли вы всё происходящее, чувствуете ли напряжение мальчика? Как отбором содержания и языковых средств передаётся напряжение момента? Дайте название этой зарисовке и по памяти письменно воспроизведите ту часть, которую можно считать основной. Велосипед нёс Генку по дороге. Вдруг выбежала женщина с красными, заплаканными глазами и закричала: «Доктора! Скорее доктора! Доченька помирает!» Генка вдавил ногу в педаль, и велосипед рванул. Генка жал, жал, жал педали. У горки он соскочил и тяжело побежал рядом с велосипедом... Раз, раз, раз, раз... Снова крутятся педали. Наконец Генка свернул к белому зданию и круто тормознул у крыльца. Взбежал на крыльцо и ворвался в приёмную. (По А. Аксёновой) 2. Над глаголами укажите вид и время. Упр. 470. Учимся создавать текст Рассмотрите на вклейке (с. 16) юмористические рисунки художника Н. Радлова про историю со шляпой. «Переведите» рисунки художника в слова и напишите о том, что произошло. Какой тип речи вам понадобится?
Помните о том, как важны различные детали, как можно словами изображать действия. Обдумайте начало, зачин текста и его концовку. Дайте название этой истории, но сначала решите: текст дол жен быть серьёзным или ироничным? Постарайтесь написать свою историю такой же забавной, какой она получилась у Н. Радлова.
|
|
|