|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 41. Повествование в рассказеУпр. 481. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст 1. Прочитайте текст.
2. Ответьте на вопросы. Ответы обоснуйте. 1. Что такое рассказ? 2. Почему основу рассказа обычно составляет повествование? 3. В каких частях рассказа прежде всего используется повествование? Упр. 482. Учимся работать с теистом 1. Прочитайте продолжение истории о носороге Носике. Можно ли, по вашему мнению, этот текст назвать рассказом? Выделите в нём вступление и основную часть; определите, в какой из них использовано повествование. В один из дождливых дней Алексей Бочаров услышал по радио тревожное сообщение: «В зоологическом саду опустели летние клетки, все звери перебрались на зимние квартиры. И только носорог по кличке Носик не пожелал покидать свой дом. Уже третий день рядом с его жильём стоит большая клетка на колёсах, которая должна перевезти его в тёплое помещение. Но своенравный житель Африки мёрзнет, не ест, а перебраться в новую клетку не желает». Для Алексея Бочарова это сообщение прозвучало как колокол пожарной команды. Он вскочил с места и натянул пальто... Алексей подбежал к клетке и взялся рукой за мокрый железный прут. Носорог дремал. Тогда мальчик позвал: — Носик! Носик!.. Носорог слегка приоткрыл глаза и недоверчиво посмотрел перед собой. Увидев своего знакомого, носорог широко открыл глаза и втянул ноздрями воздух, чтобы проверить, не ошибся ли он. Потом поднялся и подошёл к решётке. Он осунулся и похудел. И большие складки на его толстой шкуре стали ещё глубже. Мальчик и носорог смотрели друг на друга и как бы вели разговор. А дальше произошло вот что. Мальчик пошёл вдоль клетки, перебирая рукой прутья. И носорог двинулся за ним. Он дошёл до порога и остановился перед клеткой на колёсах. Мальчик подошёл. Носорог вопросительно поглядел на него. И мальчик кивнул: «Иди смелей!» Носорог бесшумно двинулся вперёд. Сперва вошли передние ноги, потом задние. Дверка захлопнулась, и клетка покатила по мокрой дорожке. Носорог ехал в клетке, а мальчик шёл за носорогом и подбадривал его. Так они доехали до зимнего помещения. (Ю. Яковлев) 2. Подготовьтесь к написанию изложения по этому рассказу, выполнив задания. 1) «Сожмите» его первую часть (вступление) до очень короткого сообщения. 2) Проанализируйте основную часть: найдите завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. 3) Выявите особенности построения повествовательных фрагментов, обратите внимание на те из них, в которых действия описываются особенно подробно. 4) Выделите описательные фрагменты, оцените их роль и определите способы включения в текст. 5) Найдите концовку. Если захотите, то можете добавить ещё одно заключительное предложение, выражающее важную для рассказа мысль. 3. Озаглавьте отрывок из рассказа Ю. Яковлева и напишите по нему изложение.
|
|
|