Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Типы речи. Повествование

§ 41. Повествование в рассказе

    Упр. 481. Учимся читать и пересказывать лингвистический текст

1. Прочитайте текст.

Рассказ — это один из жанров литературных произведений. В центре рассказа всегда лежит какой-то случай, событие.

Обычно в рассказе есть вступление, которое помогает читателю понять, о ком пойдёт речь, с чем будет связано событие и т. п.

В основной части рассказа выделяют завязку, то есть начало действия, его развитие, кульминацию — момент особого напряжения — и развязку, говорящую о завершённости действия. Может быть в рассказе и заключение — его обобщающая, итоговая часть.

2. Ответьте на вопросы. Ответы обоснуйте.

    1. Что такое рассказ?

    2. Почему основу рассказа обычно составляет повествование?

    3. В каких частях рассказа прежде всего используется повествование?

    Упр. 482. Учимся работать с теистом

1. Прочитайте продолжение истории о носороге Носике. Можно ли, по вашему мнению, этот текст назвать рассказом? Выделите в нём вступление и основную часть; определите, в какой из них использовано повествование.

    В один из дождливых дней Алексей Бочаров услышал по радио тревожное сообщение:

    «В зоологическом саду опустели летние клетки, все звери перебрались на зимние квартиры. И только носорог по кличке Носик не пожелал покидать свой дом. Уже третий день рядом с его жильём стоит большая клетка на колёсах, которая должна перевезти его в тёплое помещение. Но своенравный житель Африки мёрзнет, не ест, а перебраться в новую клетку не желает».

    Для Алексея Бочарова это сообщение прозвучало как колокол пожарной команды. Он вскочил с места и натянул пальто...

    Алексей подбежал к клетке и взялся рукой за мокрый железный прут. Носорог дремал. Тогда мальчик позвал:

    — Носик! Носик!..

    Носорог слегка приоткрыл глаза и недоверчиво посмотрел перед собой. Увидев своего знакомого, носорог широко открыл глаза и втянул ноздрями воздух, чтобы проверить, не ошибся ли он. Потом поднялся и подошёл к решётке. Он осунулся и похудел. И большие складки на его толстой шкуре стали ещё глубже.

    Мальчик и носорог смотрели друг на друга и как бы вели разговор. А дальше произошло вот что.

    Мальчик пошёл вдоль клетки, перебирая рукой прутья. И носорог двинулся за ним. Он дошёл до порога и остановился перед клеткой на колёсах. Мальчик подошёл. Носорог вопросительно поглядел на него. И мальчик кивнул: «Иди смелей!» Носорог бесшумно двинулся вперёд. Сперва вошли передние ноги, потом задние. Дверка захлопнулась, и клетка покатила по мокрой дорожке.

    Носорог ехал в клетке, а мальчик шёл за носорогом и подбадривал его.

    Так они доехали до зимнего помещения.

            (Ю. Яковлев)

2. Подготовьтесь к написанию изложения по этому рассказу, выполнив задания.

1) «Сожмите» его первую часть (вступление) до очень короткого сообщения.

2) Проанализируйте основную часть: найдите завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.

3) Выявите особенности построения повествовательных фрагментов, обратите внимание на те из них, в которых действия описываются особенно подробно.

4) Выделите описательные фрагменты, оцените их роль и определите способы включения в текст.

5) Найдите концовку. Если захотите, то можете добавить ещё одно заключительное предложение, выражающее важную для рассказа мысль.

3. Озаглавьте отрывок из рассказа Ю. Яковлева и напишите по нему изложение.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru