|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 41. Повествование в рассказе (продолжение)Упр. 483 1. Прочитайте рассказ и придумайте к нему разные заголовки, отражающие тему и основную мысль. С утра было холодно, накрапывал дождь. Но после обеда выглянуло солнце. Мальчики отвязали плоскодонную лодку и поплыли вверх по реке к заветному местечку. Там брались крупные окуни. Закинув удочки, оба, усевшись поудобнее, стали ждать поклёвки. — А что это там плывёт? — вдруг спросил Витя, указывая на тёмные точки. — Наверное, листья или сучки, — ответил Серёжа. Через несколько минут, взглянув снова на речку, мальчики едва не вскрикнули от изумления. То, что они приняли за плывущие сухие листья, были какие-то зверьки. Они старались переплыть реку с лесного берега на луговой, но сильное течение сбивало их и несло вниз по реке. Зверьков было очень много. Всюду из воды высовывались тёмные головки и, будто веточки, торчали намокшие длинные хвосты. — Белки, — тихо сказал Витя, когда течение поднесло некоторых зверьков поближе к лодке. — Смотри, выплыть не может! — вскрикнул Серёжа. — Сейчас утонет! И другая тоже! Уже захлёбывается! Витя тут же взялся за вёсла и стал грести, а Серёжа, стоя на носу, ловко подхватывал сачком плывущих белок и сажал их в лодку. Измокшие, обессиленные зверьки даже не пытались выскочить из неё. Витя причалил лодку кормой к берегу. Белки мигом побежали по скошенному лугу. Ребята трудились больше часа. Наконец маленькие переселенцы закончили свою опасную переправу, и река опустела. Мальчики облегчённо вздохнули, разминая усталые руки. (По Г. Скребицкому) 2. Найдите то место в тексте, с которого начинается развёртывание основных событий, укажите наиболее напряжённый момент. 3. Найдите в прочитанном отрывке все элементы рассказа. 4. Выделите микротемы и составьте план текста. 5. Проведите анализ строения каждой из частей, а также использованных в них языковых средств. 6. Напишите изложение. Упр. 484. Учимся употреблять средства языка Ниже приведены некоторые слова и сочетания, которыми могут начинаться части повествования или отдельные предложения. Запишите их, сгруппировав в зависимости от возможного места в тексте: а) в завязке; б) в развитии действия; в) в кульминации; г) в развязке. Какова роль этих средств в повествовании? И тут, но тут, а тут, спустя, однажды, немного погодя, как-то раз, неожиданно, через некоторое время, вот так, дело было, вдруг, наконец, но вот (и вот).
|
|
|