|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 42. Повествование делового и научного стилейУпр. 490 1. Сравните два текста: в чём их сходство и в чём различие? Определите тему, тип и стиль речи каждого текста. 1) Дядя с Порфирием быстро распилили сухую ель, а потом накололи поленцев и настругали щепок. Порфирий достал из своего мешка какой-то трут — высушенный гриб, который растёт на деревьях. Он поджёг трут, и тот сразу загорелся. Тогда он стал класть в огонь приготовленные щепочки, сначала тонкие, а потом всё более толстые. Огонь всё разгорался, и тогда Порфирий положил целые большие поленья. (По Ю. Коринцу) 2) Для разжигания костра прежде всего готовят растопку. Её делают из мелких еловых веточек, бересты (снятой, конечно, не с живой берёзы), сухого мха, лишайника, стружек, лучин. Затем шалашиком или колодцем складывают мелкий хворост. Внутрь его укладывают подготовленную растопку и поджигают. Сверху аккуратно кладут более толстый хворост и другие дрова. («Краткий справочник туриста») 2. В каком тексте говорится о последовательных действиях определённого лица, а в каком обобщённого? С помощью каких глагольных форм эти значения передаются? 3. Какой из отрывков можно отнести к полезным советам? Аргументируйте свой ответ.
Упр. 491. Учимся анализировать текст 1. Можно ли приведённые ниже фрагменты текстов отнести к одному типу речи? Докажите. Выделите среди них тексты делового и научного стилей. По каким признакам вы их разграничили? 1) Перед выжиганием поверхность дощечки тщательно обрабатывают шкуркой. Затем на дощечку накладывают рисунок. Его с помощью копировальной бумаги переводят на дерево и приступают к выжиганию. 2) Гриб нужно осторожно подрезать ножом так, чтобы нижний конец ножки остался в земле. Обрезав корешок, следует убедиться, не червив ли он. После очистки грибы кладут в корзину шляпками вниз или боком. 3) За 2—3 минуты до окончания варки картофеля опустить в кастрюлю лавровый лист. Слив отвар, положить в картофель растопленное сливочное масло и несколько раз встряхнуть. 4) Насыпьте в стакан с водой чистой соли и размешайте. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли. 5) Под ткань, с которой собираются выводить пятно, подкладывается в несколько раз сложенная чистая тряпка, хорошо впитывающая жидкость. Чтобы вокруг пятна не образовалось разводов, это место смачивается водой, бензином или засыпается крахмалом. После этого приступают к выведению пятна. 2. Есть ли среди текстов инструкции или полезные советы? Как вы их узнали? 3. Выпишите глаголы, укажите формы (наклонение, время, лицо, число), в которых они употреблены. Сделайте вывод об использовании глагольных форм в деловом и научном повествовании. 4. Какие языковые средства использованы в текстах для передачи последовательности действий?
|
|
|