Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Типы речи. Повествование

§ 42. Повествование делового и научного стилей

    Упр. 490

1. Сравните два текста: в чём их сходство и в чём различие? Определите тему, тип и стиль речи каждого текста.

    1) Дядя с Порфирием быстро распилили сухую ель, а потом накололи поленцев и настругали щепок. Порфирий достал из своего мешка какой-то трут — высушенный гриб, который растёт на деревьях. Он поджёг трут, и тот сразу загорелся. Тогда он стал класть в огонь приготовленные щепочки, сначала тонкие, а потом всё более толстые. Огонь всё разгорался, и тогда Порфирий положил целые большие поленья.

            (По Ю. Коринцу)

    2) Для разжигания костра прежде всего готовят растопку. Её делают из мелких еловых веточек, бересты (снятой, конечно, не с живой берёзы), сухого мха, лишайника, стружек, лучин. Затем шалашиком или колодцем складывают мелкий хворост. Внутрь его укладывают подготовленную растопку и поджигают. Сверху аккуратно кладут более толстый хворост и другие дрова.

            («Краткий справочник туриста»)

2. В каком тексте говорится о последовательных действиях определённого лица, а в каком обобщённого? С помощью каких глагольных форм эти значения передаются?

3. Какой из отрывков можно отнести к полезным советам? Аргументируйте свой ответ.

Деловое повествование обычно составляет основу текстов-инструкций или текстов, именуемых полезными советами. В них характеризуются действия, которые нужно выполнить при совершении какой-либо работы, точно обозначается последовательность этих действий.

Темы инструктивных текстов и полезных советов могут быть различными.

    Упр. 491. Учимся анализировать текст

1. Можно ли приведённые ниже фрагменты текстов отнести к одному типу речи? Докажите. Выделите среди них тексты делового и научного стилей. По каким признакам вы их разграничили?

    1) Перед выжиганием поверхность дощечки тщательно обрабатывают шкуркой. Затем на дощечку накладывают рисунок. Его с помощью копировальной бумаги переводят на дерево и приступают к выжиганию.

    2) Гриб нужно осторожно подрезать ножом так, чтобы нижний конец ножки остался в земле. Обрезав корешок, следует убедиться, не червив ли он. После очистки грибы кладут в корзину шляпками вниз или боком.

    3) За 2—3 минуты до окончания варки картофеля опустить в кастрюлю лавровый лист. Слив отвар, положить в картофель растопленное сливочное масло и несколько раз встряхнуть.

    4) Насыпьте в стакан с водой чистой соли и размешайте. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.

    5) Под ткань, с которой собираются выводить пятно, подкладывается в несколько раз сложенная чистая тряпка, хорошо впитывающая жидкость. Чтобы вокруг пятна не образовалось разводов, это место смачивается водой, бензином или засыпается крахмалом. После этого приступают к выведению пятна.

2. Есть ли среди текстов инструкции или полезные советы? Как вы их узнали?

3. Выпишите глаголы, укажите формы (наклонение, время, лицо, число), в которых они употреблены. Сделайте вывод об использовании глагольных форм в деловом и научном повествовании.

4. Какие языковые средства использованы в текстах для передачи последовательности действий?

Возмите на заметку!

В повествовании делового и научного стилей используются следующие глагольные формы: неопределённая форма глагола (со словами надо, нужно, следует, необходимо и т. п.); возвратная форма настоящего времени 3-го лида единственного числа (делается); форма 1-го лица множественного числа (делаем); форма повелительного наклонения (насыпьте). Однако самой распространённой является форма настоящего времени 3-го лица множественного числа со значением «так делают», «так принято делать» (обрабатывают, накладывают).

Все эти формы употребляются в инструкциях и полезных советах.

Продолжение >>>

 

 

???????@Mail.ru