|
|
|
Типы речи. Повествование
§ 41. Повествование в рассказе (окончание)Упр. 485 1. Прочитайте сочинения шестиклассников о забавных случаях с животными, свидетелями которых они были. Выделите в данных сочинениях вступление, заключение, а в основной повествовательной части — завязку, развитие действия, кульминацию, развязку. 1) В деревне у моей бабушки живёт красавец петух Петька. Он очень надменный и терпеть не может соседских петухов. Как-то раз во двор пробрался петушок Кроша. Петька, растопырив крылья, приготовился броситься на него. Но тут с улицы вбежал пёс Рекс. Куры разлетелись в разные стороны. А за ними, позабыв о своей гордости и надменности, припустил и Петька. Остался один Кроша, совсем небольшой петушок. Он вскочил на Рекса и клюнул его возле уха. Пёс пустился наутёк. Вот тебе маленький и совсем не гордый Кроша! 2) У нас есть пёс Пиф, Он забияка и простофиля. Как-то сорвался он с привязи и убежал на улицу. То в один двор заглянет, то в другой. А в одном из них жила строгая и мудрая овчарка Инга. Схватила она беглеца за обрывок поводка и приволокла его к нам домой. Смешная была картина! 2. Охарактеризуйте языковые средства, в первую очередь изобразительно-выразительные. Найдите удачно использованный фразеологизм, оценочные слова, слова-характеристики, удачные синонимы. 3. В выделенные предложения внесите изменения: расширьте сведения, попытайтесь сделать картины более наглядными, эмоциональными. Воспользуйтесь известными вам способами повышения выразительности повествования и запишите свои варианты выделенных фрагментов. Упр. 486 Приходилось ли вам быть когда-нибудь свидетелями происшествий, действующими лицами в которых были животные? Вспомните такой эпизод и напишите рассказ. Упр. 487. Учимся создавать текст 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний старой актрисы Е. Богдановой. Определите тему текста. Можно ли этот текст назвать рассказом? Нас было пять сестёр. Как и все дети, мы много озорничали. Заводилой чаще всего бывала Саша. Вот одна из её проказ. Однажды в какой-то канаве она откопала лошадиный череп, совсем белый, омытый дождями. Мы пополоскали его в ручейке, внутрь вставили свечку и прикрепили его к старой шляпе, чтобы надевать на голову. Накидывали на себя простыню и вставали на ходули. Зрелище получалось жутковатое. И вот наступил день, когда мы решились. После ужина мы покорно пошли спать. Спустя некоторое время вылезли из окна и отправились в свою «мастерскую». Мы крались в темноте, замирая от каждого шороха. Первой на ходули встала Саша. Мы вышли на аллею из вековых лип, ведущую к дому. Белая длинная фигура с пылающими глазищами шагала по аллее. Мы прятались в кустах, И тут... Дело дошло до мамы, и она живо поняла, в чём дело. При первом же «допросе» мы сознались и были наказаны. А потом при всём честном народе нам пришлось просить прощения у напуганных нами Люши, Маши и всей прислуги. 2. Выделите в рассказе вступление, завязку, развитие действия, развязку. Озаглавьте каждую из микротем. Какой фрагмент композиции отсутствует в рассказе? 3. Вообразите, что могло произойти на липовой аллее. Воссоздайте и запишите отсутствующую часть текста. Упр. 488 Вспомните о каких-то своих проделках. Выберите один эпизод и напишите рассказ о нём, так чтобы из сочинений учеников вашего класса можно было бы создать сборник воспоминаний «Наши шалости», «С нами не соскучишься» и тому подобное. Упр. 489 Примите участие в создании сборника рассказов под названием «Однажды...». Какой тип речи должен быть ведущим в рассказах, какие другие типы речи могут включаться дополнительно? Какие требования желательно выполнить, чтобы событие было представлено живо, наглядно? Напишите свою страничку в такой сборник. Вопрос о теме, основной мысли, конкретном содержании текста и его построении решите самостоятельно. Не забудьте озаглавить рассказ.
|
|
|