Главная >> Русский язык 6 класс. Разумовская

Деепричастие

§ 46. Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида (продолжение)

Образец морфологического разбора деепричастия: Деревья радостно трепещут, купаясь в небе голубом. (Ф. Тютчев)

    1. Особая форма глагола — дееприч., обознач. добавочное действие: трепещут (как?) купаясь.

    2. От гл. купаться; суф. дееприч. .

    3. Морфологические признаки:

      — несов. вид,;
      — возврат.

    4. В предложении является обстоятельством.

    Упр. 522

1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

    1) Буйный апрель навоевавшись за́ день устало пр..лёг ш..лестя (прошло) годней, жухлой л..ствой. (В. Шукшин) 2) Врем..нами по реке проб..гала от ветра лёгкая зыбь св..ркая на солнце. (В. Короленко) 3) Осм..трев дом Лаврецкий вышел в сад и остался им д..волен. (И. Тургенев) 4) Пусть сосны и ели всю зиму т..рчат в снега и м..тели закут..вшись спят. (Ф. Тютчев)

2. Проведите морфологический разбор трёх деепричастий (на выбор) по плану.

3. Докажите, что выделенное имя существительное является разносклоняемым. Какие ещё слова относятся к этой группе и в чём их особенность?

    Упр. 523. Учимся говорить на лингвистическую тему

1. Используя данную схему, расскажите, какие формы причастий и деепричастий образуются от основы глагола настоящего времени.

2. Опираясь на схему, расскажите об образовании причастий и деепричастий от основы инфинитива.

3. Выполнив задания, сделайте выводы.

    Упр. 524

От данных ниже глаголов образуйте и запишите причастия прошедшего времени (действительные и страдательные) и деепричастия совершенного вида. Во всех словах выделяйте суффиксы и окончания.

    Раск..лоть, отл..митъ, зап..реть, заст..лить, разбр..сать, охв..тить, вырыть, пор..зить, выбр..сить, ог..родить, рассечь, ст..реть.

    Упр. 525

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. В конце записи в скобках укажите автора и название произведения, отрывком которого является этот текст.

2. Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

            ...Она,
    Чёрной зав..сти п..лна,
    Бросив зерк..льце под лавку
    Позвала к себе Чернавку
    И наказывает ей,
    Сенной девушке своей,
    Весть ц..ревну в глуш(?) л..сную
    И св..зав её ж..вую
    Под сосной оставить там
    На с(?)едение волкам.

3. Выпишите из текста глаголы и деепричастия, разберите их по составу.

4. Сделайте морфологический разбор одного глагола и одного деепричастия.

5. Укажите глагол, который употреблён в устаревшей форме. Запишите и произнесите его правильно.

<<< К началу      Окончание >>>

 

 

???????@Mail.ru