|
|
|
Деепричастие
§ 47. Употребление причастий и деепричастий в речи (продолжение)Упр. 538 1. Прочитайте отрывок из воспоминаний Д. В. Григоровича о Ф. М. Достоевском. Он [Достоевский], по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение... У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, — раздражённо заговорил вдруг Достоевский, — совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...» Замечание это — помню очень хорошо — было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приёмом. 2. Как вы понимаете выражение Д. В. Григоровича «дорисовывает движение»? О каких формах глагола так сказал писатель? Упр. 539 1. Прочитайте пословицы. Как вы понимаете смысл каждой из них? 1)Не узнав горя, не узнаешь и радости. 2) Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 3) Сделав худо, не жди добра. 4) Сделав добро, не кайся. 5) Не учась, и лаптя не сплетёшь. 6) Снявши голову, по волосам не плачут. 2. Объясните постановку знаков препинания в этих пословицах. 3. Найдите в пословицах слова-антонимы и определите, какими частями речи являются эти слова. 4. Выпишите деепричастия, проведите их морфемный и морфологический разбор. 5. Выполните морфологический разбор выделенного слова. Упр. 540 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите, что строение этих словосочетаний соответствует схеме Р..здвинув занавески, спустя рукава, опустив руки, р..зинув рот, распахнув в..рота, п..дожив руку на стол, выпучив глаза, сл..мя голову, держа кувшин, сп..ша на работу, сл..жа руки, повесив пальто, повесив нос, скр..пив листы, скр..пя сердце, затаив дыхание. 2. Подчеркните фразеологизмы. Докажите, что в их состав входят деепричастия. Употребляются ли эти деепричастия в современной речи? 3. Составьте с каждым фразеологизмом предложение, запишите его, объясняя расстановку знаков препинания. Упр. 541 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Причастия и деепричастия разбирайте по составу. На зап..де за городом г..рела з..ря. Точно в жерло́ раск..ленного, пылающ..го жи..ким золотом вулкана свал..вались тяж..лые сизые обл..ка и рдели (кроваво) красными ..нтарными, ф.олетовыми огнями. А над вулканом подн..малось куп..лом вверх зел..нея б..рюзо́й и акв..м..ри́ном кроткое вечернее весеннее небо. Медленно идя по шоссе с трудом в..лоча ноги в огромных к..лошах Ромашов неотступно гл..дел на этот волшебный п..жар. Как и всегда, с самого детства, ему ч..дилась за яркой вечерней з..рёй какая-то т..инстве..ая, св..тоза́рная жизнь. (А. Куприн) 2. Объясните лексическое значение выделенных слов. Проверьте себя по толковому словарику. 3. Выразительно прочитайте текст. Опишите, какая картина рисуется в вашем воображении. Определите, какова роль причастий и деепричастий в данном тексте, 4. Какой способ словообразования объединяет выделенные слова? Докажите. Упр. 542 В чём, по вашему мнению, состоит ошибка в построении данных предложений? Запишите предложения в исправленном виде. 1) Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти. 2) Меня охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. 3) Возвращаясь домой, пошёл дождь. 4) Придя в магазин, он оказался закрыт. 5) Подплывая к берегу, у меня упал в воду зонт. Упр. 543 1. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и пропущенные буквы. 1)Л..зурь н..бесная смеётся ночной омытая грозой. (Ф. Тютчев) 2) Накл..нившись над полыньёй Анна Васильевна разгл..дела тянущуюся со дна тоненькую нитку. Не достигая поверхности воды она лопалась мелкими пузырьками. Этот тонюсенький стебелёк с пузырьками был похож на ландыш. (Ю. Нагибин) 3) Надв..гались зимние сумерки... всё было серо, тихо в деревушке пр..ютившейся около лощинки, среди снежных полей слившихся с тёмным небом... слышались голоса баб скл..кавших выпущенных овец. (И. Бунин) 4) Речка девочкой (не) взрачной
(Н. Заболоцкий) 5) Осв..тив черепицу на крыше
(Н. Заболоцкий) 2. Используя данные отрывки из художественных произведений, докажите, что причастия, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, и деепричастия, «дорисовывая действие», придают художественному тексту особую выразительность. 3. Выполните синтаксический разбор первого предложения.
|
|
|